В декабре 1881 года киевский предприниматель, выходец из Швейцарии Яков Гретер, проживающий в Киеве, приобрел право на пожизненное пользование участком земли площадью около четырех с половиной гектаров. Данный участок находился на западной окраине города – Шулявке.
26 июля 1882 года Яков Гретер вместе с немецким инженером Филиппом Мозером на этом участке открыли чугунолитейный и механический завод. В дальнейшие годы он сыграл большую роль в истории и развитии города.
Предприятие занималось выпуском кроватей, простой чугунной арматуры, болтов, гаек, скоб и других изделий для крепежа. Сложную продукцию не выпускали, так как оборудование было сильно простым – 2 вагранки ( печь для переплавки чугуна) и несколько примитивных станков.
Сначала персонал состоял из тридцати человек, на производстве была строжайшая экономия. Так однажды Яков Гретер договорился о покупке большого количества непригодных винтовок, которые пошли на переплавку.
Однако в целом работа предприятия двигалась в нужном направлении, финансовое положение дел было удачным, через некоторое время годовой объем продукции составлял около 165 тысяч рублей – большой по тем временам суммы.
Но как часто происходит в наши дни, и тогда, компаньоны что то не поделили и в 1888 году Филипп Мозер, исполняющий обязанности директора завода, выехал за границу. Яков Гретер занимался финансовыми вопросами, в производственных процессах был не силен, поэтому пригласил выпускника Пражского политехнического института Иосифа Криванека, выходца из Австро-Венгерской империи. Вместе с ним в Киев приехал специалист по паровым котлам Фердинанд Витачек.
Они и стали соучредителями нового предприятия оформленного как акционерное общество «Киевский машиностроительный и котельный завод Гретера, Криванека и К» с капиталом в 1 миллион рублей.
Читайте также: Лазарь Бродский: человек без диплома, меценат и сахарный магнат
Такой столь мощный капитал появился благодаря взносам не только учредителей, но и ряда чешских, польских, немецких, швейцарских и российских предпринимателей. Председателем правления был выбран Яков Гретер.
Дела у предприятия стали улучшаться. В 1890 году были построены шесть производственных цехов: чугунолитейный, котельный, токарный, модельный, рафинадных форм и кузнечный.
В Киев из Чехии Иосиф Криванек пригласил несколько десятков человек – инженеров и опытных рабочих. Это позволило начать выпуск оборудования для лесопильной и кирпичной промышленности, а также чугунных и медных изделий.
За довольно короткое время завод стал одним из крупнейших в городе. По состоянию на 1894 год на нем трудилось больше 900 рабочих.
В царской империи железнодорожная отрасль располагала огромными финансами, что не могло не пройти мимо внимания Якова Гретера, который решил нажиться. Завод приступает к выпуску подвесных мостов, а также производит рельсы.
Данная продукция поставлялась на Московско-Киево-Воронежскую железную дорогу, Киевскую городскую железную дорогу, Польскую и Николаевскую железные дороги.
Однако такой прогресс для работников был тяжелым. Трудовой день начинался с шести часов утра и длился до половины седьмого вечера, иногда и дольше. Машинисты паровых машин и вовсе начинали работать в пять часов утра и уходили с работы в семь часов вечера.
Средняя заработная плата рабочих составляла 30-35 рублей в месяц, ученики зарабатывали около семи рублей, мастера получали 130 рублей в месяц. (Для сравнения – преподаватель в гимназии зарабатывал 100-120 рублей в месяц).
Читайте также: Coca-cola на прилавках, руйнування будинків та зачистка злодіїв: як Київ приймав Олімпіаду 1980 року
Управляли заводом выходцы из Чехии. Иосиф Криванек привлекал опытных специалистов и своих земляков. Все дело в том, что в Российской империи в то время наблюдалась нехватка инженеров. Иностранные управленцы всегда стоили дорого, и владельцы завода были вынуждены тратиться на большие зарплаты (в несколько раз выше, чем у остальных сотрудников) для специалистов.
Но предприниматели понимали, что нужно воспитывать местные, киевские кадры.
Завод Гретера и Криванека имел некоторое отношение к появлению в Киеве Политехнического института, главный корпус которого возвела в 1898 году польская фирма «Кукш и Лидке», владельцы которой имели акции предприятия.
К моменту прекращения существования Российской империи, завод был настолько огромным и развитым, что выходил на рынки империи, выигрывая большую часть тендеров. Это продолжалось бы и дальше, но начались революции, в которых рабочие предприятия принимали активное участие, были организаторами восстаний.
Читайте также: Как менялся Крещатик во время реконструкций (фото)
В 1903 году, они участвовали в общеимперском страйке работников южных регионов. А в 1905 году и вовсе решили выйти из состава империи.
На территории завода рабочими была создана Шулявская республика, которая сумела продержаться пять дней. Царские власти разогнали ее силой: примерно двумя тысячами вооружённых жандармов, усиленных шестью ротами пехоты и казаками.
Результатом этого стал арест наиболее активных рабочих – таких было 78 человек, было уволено почти девять сотен, назад на прежнее место работы вернули только 550 человек, при этом сильно сократив им заработную плату.
Ситуация на предприятии ухудшилась после начала Первой мировой войны.
Во-первых, в царскую армию было мобилизовано много рабочих. Во-вторых, по распоряжению властей военные перевозки были поставлены на первое место, после чего начались срывы и задержки поставок продукции. В два раза выросла цена чугуна, что привело к снижению заказов.
Но Яков Гретер в 1916 году сумел получить госзаказ на изготовление большой партии артиллерийских снарядов. Царские власти поставили минимальные цены, но разрешили взять 200 человек рабочих, из числа пленных австро-венгерской армии, среди которых было много выходцев из Чехии.
Что касается рабочих, то в 1917-18 годах, они принимали участие в восстаниях против Временного правительства, а затем против Центральной Рады, поддержав большевиков.
Владельцы же завода, поняв что большевики пришли к власти надолго, приняли решение уехать за границу.
В 1919 году, предприятие было национализировано и получило название Первый государственный машиностроительный завод. А с 1922 года, завод стал именоваться «Большевиком».
Читайте также: Посвятил свою жизнь науке: киевский микробиолог Виктор Дроботько
Предприятие развивалось и дальше, только уже под государственным контролем. Именно здесь начинал формироваться Институт электросварки под руководством Евгения Патона. В 1930-е годы здесь наладили выпуск оборудования для химической промышленности, а с началом Великой Отечественной войны, завод перестраивается на военный лад, производит артиллерийские снаряды.
Однако, как только военные действия начали вестись в непосредственной близости от Киева, немецко-фашистские захватчики начинают обстреливать завод целенаправленно, поскольку это оборонное предприятие. Здания получили сильные разрушения, а производство было эвакуировано на Урал, где было налажено производство минометов. Уже в 1943 году, когда Киев был освобожден, завод вернулся домой.
Читайте также: Знаменитые киевляне: братья Покрасс
Начиная с 1950 годов, завод переживает подъем и развитие производства, там работают специалисты, закончившие Киевский политехнический институт. Продукция шла на экспорт в США, Францию, Германию и другие страны.
Отметим, благодаря заводу началось строительство многоэтажных домов на Шулявке. Дома предназначались для работников «Большевика», а 5 ноября 1963 года, здесь начала работу станция метро «Завод «Большевик», которая в наши дни носит название «Шулявская».
После распада советского государства, завод сократил производство, потерял свою былую мощность. Однако, в отличие от большинства заводов, он не закрылся, даже несмотря на сложное положение в стране.
Читайте также: Киевский авиационный завод: вчера и сегодня
С 10 мая 2018 года, в рамках закона о декоммунизации, завод получает название «Первый киевский машиностроительный завод».
В наши дни завод продолжает жить. Да, его территория сократилась, штат состоит из 500 человек, но те кто остался продолжают производить оборудование мирового уровня.
Смотря на их работу можно понять, представить, какой могла бы быть Украина, наш Киев. Хочется пожелать этим людям, чтобы в это непростое и тяжелое время получилось сберечь для Киева, для Украины один из старейших киевских заводов.
Михаил Житный
Спасибр. Очень интересно
[…] […]