В историю нашего города этот человек вошёл как отец «Киевского Парижа». Под его руководством была застроена местность бывшей усадьбы профессора Меринга. Благодаря Георгию Шлейферу и группе талантливых архитекторов в Киеве появились здания, обладающие поистине парижским шиком.
Идейным вдохновителем «Киевского Парижа» принято считать архитектора Георгия Шлейфера. При его активном участии в Киеве началась знаменитая «строительная лихорадка» конца ХIХ – начала ХХ веков.
Небывалый строительный бум обогатил архитектурный облик нашего города зданиями в стиле модерн, а также неоренессанс, неоготика и необарокко.
Архитектор Георгий Шлейфер, портрет кисти А. Мурашко (1911)
Георгий Павлович Шлейфер родился в середине ХIХ века в семье одарённого архитектора и художника. Живописные полотна Шлейфера-старшего находятся в коллекции Национального художественного музея Украины.
Отец Шлейфера преподавал рисование в Киевском институте благородных девиц, а также был архитектором Киевского учебного округа. Он принимал участие в строительстве 2-й мужской гимназии, а также переоборудовал кадетский корпус под 1-ю гимназию.
Читайте также: Киевские гимназии и их знаменитые выпускники: что изучали, сколько платили, в чём ходили
Талант отца повлиял на формирование эстетического вкуса сына.
Окончив Первую киевскую гимназию, Георгий поступил в Институт гражданских инженеров (СПб). В год его успешного окончания молодой архитектор получает право на строительство здания киевской биржи. С первой профессиональной задачей он справился превосходно, заработав отличную репутацию.
А вскоре 28-летний Шлейфер становится гласным Киевской городской думы. Отныне всю свою жизнь он посвящает вопросам развития и застройки Киева.
С 30-летнего возраста Шлейфер – глава Городского кредитного союза. Во многом благодаря деятельности этого учреждения в Киеве стал возможным знаменитый «строительный бум» рубежа ХIХ – ХХ веков.
Под постройку больших зданий выдавалось до сотни кредитов ежегодно. Лучшим подрядчиком тогда считалась «Строительная контора Льва Гинзбурга». Она обеспечивала качество и скорость выполнения заказов. Город начал стремительно преображаться.
Читайте также: Некоронованные бизнес-короли Киева
Крупнейший строительный проект конца ХIХ века – застройка знаменитой усадьбы Меринга. Её владелец, Фридрих (Фёдор) Меринг, был профессором медицины Университета Св. Владимира и одним из выдающихся киевских докторов.
Усадьба находилась в центре города, между современным Крещатиком и Липками. Её площадь составляла свыше 10 гектаров. Большая часть угодий была отведена под городской сад.
Оранжереи, виноградники, беседки и пруд, который зимой превращался в каток, – всё это пользовалось большой популярностью у киевлян.
Читайте также: «Украина в миниатюре»: парк архитектурных достопримечательностей в Киеве (ФОТО)
Смерть доктора Меринга в 1887 году практически совпала с началом строительной лихорадки в Киеве. Предприимчивые наследники решили продать усадьбу под застройку.
Расположение в самом центре города, действительно, было коммерчески заманчивым. Доходные дома, построенные здесь, сулили большую выгоду. Участь усадьбы Меринга была решена.
С архитектурной точки зрения эта часть Киева – поистине выдающаяся. В создании будущего «Киевского Парижа» приняли участие Георгий Шлейфер, Эдуард Брадтман, Владислав Городецкий, Мартин Клуг и др.
Первой улицей, проложенной через территорию усадьбы, стала Николаевская (современная улица Городецкого). Кроме неё здесь также появились улицы: Ольгинская, Меринговская (совр. Заньковецкой) и Новая (совр. Станиславского). Проект трассировки разработал лично Георгий Шлейфер.
Площадь И. Франко
Место бывшего пруда с купальнями было отведено под Николаевскую площадь. Сегодня это – современная площадь Ивана Франко.
Несколько роскошных зданий Георгий Шлейфер создал в сотрудничестве с талантливым архитектором Эдуардом-Фердинандом Брадтманом.
В 1898 году в самом центре бывшей усадьбы Меринга ими было построено здание театра Николая Соловцова. Сейчас здесь – Национальный драматический театр им. И. Франко.
А несколько лет спустя на Николаевской улице было построено 2-этажное здание, увенчанное стеклянным куполом. Поначалу оно предназначалось для выступлений наездников.
Так в Киеве появился конный дворец – «Гиппо-палас». Изящные ажурные окна и оригинальный декор здания придавали ему удивительную воздушность и лёгкость.
Вскоре репертуар был расширен, и «Гиппо-палас» стал Цирком Крутикова, по тем времена крупнейшим в Европе.
К слову, 29 апреля 1918 года в здании цирка Крутикова Павел Скоропадский был избран гетманом Украины.
Дом Льва Гинзбурга, короля киевских подрядчиков
Вершина творческого тандема Шлейфера и Брадтмана – знаменитый доходный дом Льва Гинзбурга. Его построили весной 1900 года по адресу ул. Николаевская (Городецкого), 9.
Первые два этажа имели сквозные стеклянные проёмы, предназначенные под двухэтажные магазины. Фасад был декорирован химерами, скульптурами античных божеств и изящной лепниной в стиле неоренессанс.
«Семь комнат, третий этаж, лифт, балконы, телефон, электричество, ванная, паровое отопление, камин, шикарная меблировка, комната прислуги, посыльный для особых поручений, камердинер, швейцар, доставка писем, газет и журналов, стоянка экипажей и гараж, холодильные камеры в подвальном помещении. До 700 рублей в год», — писали в объявлении о сдаче внаём квартиры в Доме Гинзбурга в 1905 году.
Отель «Континенталь», архитектор Г. Шлейфер, Э. Брадтман и В. Городецкий (сейчас здесь Музыкальная академия)
В числе зданий, построенных по ул. Николаевская, – 4-этажный дом №5. Здесь размещался отель «Континенталь» – самый фешенебельный в Киеве по тем временам. Его первоначальный облик удачно соединял стили необарокко и неоренессанса.
«Гостиница «Континенталь» по расположению помещений, удобствам и красоте отделки соперничает с лучшими гостиницами Европы!», — писали в рекламном объявлении начала ХХ века.
После Второй мировой войны строение было восстановлено практически из руин. В реконструированном здании разместилась консерватория.
Так на месте бывшей усадьбы доктора Меринга появился жилой комплекс, быстро получивший популярность в кругах творческой богемы. В апартаментах отеля «Континенталь» останавливались актёры и певцы, в цирке на улице Новая (современная улица Станиславского) начал своё восхождение к славе знаменитый украинский борец Иван Поддубный, цирк Крутикова стал местом премьеры народной песни «Дубинушка» в исполнении Фёдора Шаляпина.
Многие представители творческой интеллигенции жили на улице Заньковецкой: Илья Эренбург, Анна Ахматова, Иван Паторжинский. На Ольгинской проживали театральный режиссёр Гнат Юра, актёры Дмитрий Милютенко и Николай Яковченко (которого называют «украинским Чарли Чаплином»).
На улице Николаевской (Городецкого) жили актёры Марьян Крушельницкий, Евгений Пономаренко, Наталия Ужвий и другие.
Говоря о «Киевском Париже», стоит упомянуть и легендарный дом с химерами. Это творение Владислава Городецкого, возвышающееся над драмтеатром, неразрывно связано с эпохой «строительной лихорадки».
Читатйте также: Химера и гаргулья: нечисть в архитектуре Киева и ее создатели
В 1905-1907 году в Киеве наступил экономический кризис. Однако даже в этих сложных условиях Георгию Шлейферу удалось сохранить свою энергию и деловую проницательность. А вскоре, в 1910 году, началась новая волна «строительного бума».
Отец «Киевского Парижа» умер в 1913 году. Вклад этого талантливого человека в преображение Киева поистине неоценим.
Юлия Гаврилова
[…] Читайте также: «Киевский Париж» от Георгия Шлейфера […]
[…] Читайте также: «Киевский Париж» от Георгия Шлейфера […]
Замечательно, что вы рассказываете о наших архитекторах и истории Киева. Но ради справедливости хотелось бы точности. Под заголовком «Район творческой богемы» сфотографирован дом, спроектированный талантливым киевским архитектором Мартином Клугом (1914-1915). Если уж упоминать, то всех, а то может сложиться неверное представление.
[…] Читайте также: «Киевский Париж» от Георгия Шлейфера […]