Люди, улицы, архитектура, видовые перспективы — всё это ДНК города, рассказывающая нам его историю со своими тайнами, особенностями, подспудной жизнью. Частью этой истории являются и маскароны, украшающие фасады 404 домов Киева. Не многие их замечают, но внимательный киевлянин мог ни раз словить на себе взгляды странных существ, каменных лиц, масок с пустыми глазницами. Они — наши городские спутники, свидетели и стражи нашей жизни.
Название маскаронов пошло от итальянского слова “mascherone”, что в переводе означает большая маска. Но в отличие от привычного нам значения маски, маскарон — это декоративный элемент, вписанный именно в архитектурную или любую другую пространственную среду.
Его история тянется с античности. Тогда маскароны имели сакральное значение. Они были оберегами и щитами, которые подобно зеркалу отражали зло и темную силу от значимых объектов. Так, например, голова Медузы Горгоны, взгляд которой все превращал в камень, защищал афинский Акрополь. Лик речного бога Ахелоя украшал водные источники городов. У дорог стояли Гермы — столпы с головами бога Гермеса, покровителя путников и защитника дорог. А позже сцены из мифологии, посвященные превращению героев и божеств в иные существа, головы львов и богов начали украшать и саркофаги. Так люди иллюстрировали свою веру в смерть как перерождение, переход в иное бытие. Таким образом маскароны стали большой частью античной культуры.
В Средние века далеко не все каменные львы, древние лики богов и мифических существ оказались под землёй. В тех областях Европы, где было много римских городов сохранились руины с маскаронами. Из саркофагов, стоящих по улицам итальянских городов поили лошадей, древние маски в стенах попадали на страницы рукописей, в картины, из них делались фонтаны.
Архитекторы часто заимствовали этот декоративный элемент, но в разные временные промежутки его по-своему переосмысляли. В эпоху Возрождения родились маскароны-гротески (например, виноградные листы, в которых проступали человеческие черты). В эпоху Ренессанса практически не использовали маскароны в архитектуре, тогда как во времена барокко без них не обходилась декорация почти ни одного дома. К традиционным добавились ещё аллегории разных эмоций — смеющиеся, гримасничающие, страдающие лица, статуи атлантов и кариатид с гирляндами фруктов, головы варваров с суровыми лицами и спутанными волосами.
А вот основное количество сохранившихся маскаронов в Европе и наших краях с эпохи классицизма и модерна. Классицизм в целом вернул маскароны к мифологии, а модерн полностью трансформировал их изначальный смысл.
Как раз в период, примерно с 1880 до 1917 года, происходит колоссальная застройка Киева. Многие талантливые архитекторы, вдохновляются Европой и Петербургом, где царит модерн. Появляются люди, которые имеют деньги, чтобы построить себе дом и пытаются оставить печать личного вкуса и характера на его фасаде. Так постепенно украшают маскароны-портреты владельцев дома, случайные женские лица, не мифологические звери. Маскароны становятся просто декором, некой степенью самоутверждения, потеряв первоначальное значение.
Уже несколько лет два киевлянина Артем и Андрей Афанасьевы ведут учет киевских маскаронов. Они даже создали карту, на которой отметили все дома с таким декором. Согласно их переписи в Киеве больше фасады любили украшать женскими лицами (около 49% всех собранных ими маскаронов). Самые популярные звери — львы, которых считали символом богатства, на втором месте — птицы.
На киевских домах, построенных в конце XIX и начале ХХ века, маскаронов множество. Все упомянуть в одной статье невозможно. Однако мы выбрали несколько с самыми интересными историями, исходя из собственного субъективного мнения.
Безусловно, многие знакомы с особняком Сергея Аршавского. Построенный в 1907 году архитектором Э. Брадтманом. Он известен киевлянам и гостям столицы как “Дом плачущей вдовы”. Такое название особняк получил благодаря его центральной детали — маскарону с “плачущим” женским лицом. Этот образ стал знаковым для Киева, и каких только легенд не породил.
На самом деле, при возведении особняка ни о какой вдове речи не шло. Скорбное и вместе с тем неподвижное лицо, по щекам которого струятся слезы, — это образ Ниобы, фиванской царицы, матери семерых могучих сыновей и семи красавиц-дочерей. Она хвасталась своим счастьем перед богиней Латоной, — матерью Аполлона и Артемиды, попрекая ее тем, что Зевс так и не женился на ней, а дети ее незаконнорожденные. Оскорбленная Латона пожаловалась Аполлону и Артемиде, и те покарали заносчивую царицу, убив ее мужа, сыновей и дочерей, не пощадив даже самых младших. Ниоба от горя обратилась в камень, вечно льющий слезы скорби.
У истоков самых разных маскаронов стояла голова Медузы Горгоны. Именно она и смотрит на прохожих, разместившись над балконом пятого этажа особняка Антона Червинского. В прошлом доходный дом одного из основателей киевского товарищества «Карбоник», а также основателя товарищества «Червинский и Ко» приковывает взгляды. Помимо Медузы Горгоны дом украшают множество других не менее интересных фигур.
Есть мнение, что архитекторы Ф. Соколов и И. Ледоховский подошли к декору с юмором. Скульптура трех мускулистых атлантов, поддерживающих балкон с вазой и так тесно обнимающих друг друга, вызвала вопросы у горожан по поводу ориентации хозяина. Однако, по задумке, это лишь аллюзия на известный мотив “Три грации”. В конце XIX — начале ХХ века он был настолько популярным, что изображался повсюду: на открытках, гобеленах, в виде парковых скульптур и статуэток на туалетных столиках. Вот и архитекторы Червинского решили не стоять в стороне современных трендов, да только немного их переосмыслить.
Читайте также: «Киевский Париж» от Георгия Шлейфера
Известный предприниматель и гласный городской думы Всеволод Демченко, будучи человеком богатым, хотел иметь дом, который будет сильно выделяться на общем фоне. И в 1904 году по проекту Александра Вербицкого возведено семиэтажное здание — самое высокое в Киеве того времени.
Но тут его особенности не заканчиваются. Дом приобрел мистический окрас, когда киевляне заметили некую очень интересную деталь. Все дело в том, что в 1906-1907 годах на первом этаже в пятикомнатной квартире № 4 (принадлежала кузине М. Змунчилли) проживала девочка Аня Горенко, будущая поэтесса Анна Андреевна Ахматова. Сравнив ее фотографии того времени и женские лица, которые украшают фасад здания, многие нашли невероятное сходство.
За два года до жизни девушки в этом доме, на фасаде создают ее скульптурный портрет. Как тут не вспомнить мужа Ахматовой, Н.С. Гумилева, который писал “Из города Киева из логова Змиева, я взял не жену, а колдунью…”?!
Маскарон с автопортретом украшает особняк Николая Ковалевского, в народе Арабский домик. Он был построен в 1913 году по проекту архитектора Павла Алешина в неороманском стиле. Есть у этого места одна романтичная особенность. А именно, наличие комнаты, оформленной в точности как двухместное железнодорожное купе вагона первого класса, где познакомился Ковалевский со своей супругой.
Ещё одно название особняка — “Замок вздохов”. Так его прозвал сам хозяин. Все дело в том, что дом обошёлся ему очень дорого, и каждая новая смета вызывала тяжелые вздохи. Говорят, что Ковалевский даже заказал фирменные бланки с этим названием и отправлял письма Алешину со своим недовольством именно на них.
Из-за всевозможных препирательств между хозяином, архитектором и подрядчиком, дошедших до нас в письмах и документах, к концу работы архитектор Алёшин прибегнул к забавному приему и поместил отлично узнаваемый портрет–автошарж в виде демонического кота на окне-бифории.
Читайте также: «Образы из камня: 8 всемирно известных скульпторов родом из Киева»
На Большой Васильковской стоит доходный дом представителя династии киевских купцов Ивана Слинко. В свое время ему дали имя “фатальный”, за то какую роль он сыграл в судьбе многих известных киевлян. Он был построен в 1912 году, а третий этаж Слинко отдал Киевскому клубу русских националистов. В период Первой мировой войны, там был госпиталь на 60 кроватей.
В 1919 году, когда власть в Киеве в очередной раз перешла к большевикам, в бывшем помещении клуба прошел ряд обысков. Там нашли списки его членов и бывших националистов. Всех, кто в них был упомянут приговорили к «высшей мере наказания», включая Слинко и его жену.
Они вписали себя в историю города не только своей деятельностью, но и тем, что увековечили свой образ на стенах фатального дома. Их портреты всё ещё венчают порталы над главными входами в дом.
Помимо изображения человеческих ликов, множество домов усеяно головами различных зверей и фантастических тварей. Самые интересные украшают “дом с химерами”. Главный архитектор этого чудо-здания намерена сделал его цепляющий взгляды всех прохожих. Фасад здания украшают разные звери — слоны, носороги, львы, дельфины, жабы. К мифологии это не имеет никакого отношения. Просто его архитектор, В. Городецкий, страстно увлекался охотой, часто ездил на сафари, поэтому и решил так экстравагантно оформить свой особняк.
Зверей на фасаде дома киевляне прозвали химерами. Но никаких химер там нет. Говорят, что Михаил Булгаков создал роман «Мастер и Маргарита» под впечатлением архитектуры особняка Городецкого. Сам писатель утверждал, что персонажи Воланд и Азазело появились благодаря дому с химерами.
Ещё один интересный дом, с лепными фигурами животных построен по заказу полковника Федора Ягимовского. Из-за маскаронов зеленоглазых кошек, стерегущих окно, киевляне прозвали его “Дом с котами”. Другой известной его чертой является присутствие у окон маскаронов, каждый из которых имеет своё выражение лица. С ними связывают немало городских легенд. Например, поговаривали, что дом влияет на судьбу и поломал множество женских жизней. Также бытует мнение, что фигуры подобраны не случайно. Ведь коты охраняют жителей дома ни от кого иного, как от самого черта – того, который сидит наверху здания. Но, вполне возможно, что в истории нет никакой мистической подоплеки. А заказчик, описывая свои пожелания архитектору, просто хотел как-то выделиться из общей массы. Ведь дом задумывался как доходный, а, значит, должен был привлекать побольше людей.