Преданность сцене: основатель Театра на Левом берегу Эдуард Митницкий

14:27  |  31.03.2021
Эдуард Митницкий

Театр не может существовать без зрителя. А для того, чтобы зритель был, нужен хороший художественный руководитель. Он должен мыслить нешаблонно и постоянно придумывать что-то новое. Таким человеком и был Эдуард Маркович Митницкий.

Эдуард Митницкий родился в Киеве, в 1931 году. Он никогда не афишировал подробностей своей жизни. Никто не знал как у Эдуарда дела в семье, какое финансовое состояние и даже чем он занимался до театральной деятельности.

Однако, Эдуард был очень предан театру. И это, несомненно, оказало влияние на театральную индустрию в Украине.

Начало театральной деятельности

Эдуард Митницкий

Режиссёр Эдуард Митницкий

Эдуард Митницкий начал свою карьеру сразу после окончания Киевского института театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого.  Долгое время ему пришлось ставить свои спектакли в разных киевских кабаках, чтобы хоть как-то заработать денег.

Однако, через некоторое время потраченные усилия окупились: в 1972 году Эдуард стал главным режиссёром Киевского театра оперетты, где проработал два года.

Он продолжал ставить спектакли в разных театрах ещё много лет, пока не создал собственный театр. Сам Эдуард вспоминал про эти времена с большой неохотой. Он не любил говорить о том, как ему было трудно.

Читайте также: Поплавський продавав кожухи, а у Фагота проводили обшук: як українські зірки підкорювали Київ

Создание Театра драмы и комедии на Левом берегу

Театр на левом берегу

Театр на Левом берегу

В 1978 году Эдуард создаёт собственный театр. Он добивался этого очень долгое время, пока наконец не смог убедить киевские власти, что в городе нужен ещё один театр на русском языке.

Конечно, изначально приходилось трудно. Эдуарл смог собрать труппу, но у коллектива не было собственного здания. Казалось, что затея с театром обречена на провал.

И всё же, Митницкому удалось осуществить задуманное. Всего через полгода после собрания труппы состоялась премьера спектакля «Высшая точка — любовь», который ещё три года путешествовал по разным театральным площадкам Киева.  Спектакль поставили в Республиканском кукольном театре на Шота Руставелли.

Кроме того, театральная труппа репетировала ещё восемь пьес, даже несмотря на отсутствие помещения. Репетиции начинались вечером и затягивались до глубокой ночи. Каждый день прогоняли по две пьесы. А ещё, актёрам приходилось самим монтировать себе сцену и разбираться с электрикой.

Через некоторое время, в 1982 году, киевские власти отдают театру Митницкого помещение кинотеатра «Космос», который находился на левом берегу. Здание находилось не в лучшем состоянии, ему требовался ремонт. Но это не остановило Эдуарда. Сначала здание переделали в театр-фойе, где была первая малая сцена на территории Украины. А уже в 1990 году театр открыли в том виде, в котором он сейчас.

Как вспоминают коллеги Эдуарда, он был перфекционистом. К примеру, режиссёр мог несколько раз поменять название спектакля, чтобы привлечь зрителя или по многу раз менять финал пьесы, приводя при этом в замешательство актёров. Кажется, что Эдуард никогда не был по-настоящему доволен своими спектаклями.

Более того, режиссёра очень волновала заполненность зала. Один раз, перед показом детского спектакля, Эдуард специально вышел в зал, чтобы посмотреть сколько пришло зрителей. Он никак не мог решить: ругать распространителей билетов, или наоборот – хвалить. Но тут его увидел один мальчик и крикнул: «Ой, мама, смотри – Бог!». Эдуарду настолько понравилось сравнение, что он напрочь забыл про кассу.

Читайте также: Знаменитые киевляне: академик искусств Николай Пимоненко

Активные гастроли

Спектакль "Майн Кампф"

Спектакль «Майн Кампф»

Помимо Театра на Левом берегу Эдуард Митницкий давал спектакли и за рубежом. Он сотрудничал с театрами в России, ставил спектакли в Чехии, побывал в Болгарии, Германии и во многих других странах.

Особенно плодотворным было сотрудничество Эдуарда с Литвой. На литовской сцене Митницкому удалось поставить такие пьесы как «Украденное счастье», «Пять пудов любви» и «Анна Каренина».

Кроме того, несмотря на активную деятельность в Театре на Левом берегу, Эдуард много гастролировал и по украинским театрам. Он сотрудничал с Театром русской драмы имени Леси Украинки, Николаевским театром, Одесским русским драмтеатром и со многими другими.

Ещё, Митницкий работал с независимыми и ученическими театральными труппами. Он принимал активное участие в постановках теле и радиоспектаклей и не видел в этом ничего постыдного.

Читайте также: Нечиста сила і камені з неба: містика будинку Сулими

Последние годы и смерть

Эдуард Митницкий

Эдуард Митницкий во время интервью

Эдуард оставался художественным руководителем театра вплоть до конца своей жизни. Он очень ответственно относился к своей должности. Его перфекционизм касался всего: от подбора актёров до плотности графика. Свою позицию режиссёр объяснял так:

Какой бы ни была пьеса, наше задание сделать так, чтобы спектакль походил на взрыв.

На каждой репетиции Эдуард склонял актёров к диалогу. Во-первых, это помогало актёрам лучше узнать друг друга, а во-вторых, диалоги на отвлечённые темы всегда раскрепощают.

Кроме того, Митницкий старался быть везде при делах. Он стремился знать всё обо всём, чтобы понимать, чем живут люди в его театре. И всегда отстаивал интересы своих сотрудников, чего бы ему это не стоило.

На счету у драматурга множество престижных наград и два народных звания. Он является Народным артистом Украины и России, а также Народным артистом СССР.

Ещё, Эдуард обучал режиссуре. Он основал собственную режиссёрскую школу и был профессором кафедры режиссуры и актёрского мастерства в университете имени Ивана Карпенко-Карого.

Всего на счету у режиссёра более 140 спектаклей, созданных в Украине и за её пределами. После смерти Митницкого, художественным руководителем Театра на Левом берегу стала Тамара Трунова, которую он ранее обучал режиссуре.

Эдуард Митницкий умер 31 октября 2018 года в возрасте 87 лет. 3 ноября состоялась церемония прощания с режиссёром, на которую пришли его коллеги, ученики и просто люди, которые уважали его творчество.

Эдуард считал, что главное задание театра – не дать зрителю отдых, а наоборот – создать эмоциональную нагрузку. А если этого не происходит, то значит, театральная труппа ужасно работает.

Режиссёр всегда говорил, что эмоциональное напряжение, созданное актом искусства – огромное счастье. Ведь такой всплеск эмоций не травмирует, а обогащает человека и наполняет его изнутри.

Татьяна Шарапова

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: