О жизни Семёна Фридлянда известно довольно мало. Он родился в семье сапожника, работал в журнале «Огонёк» и окончил кинооператорский факультет.
Фотография занимала значительное место в жизни Фридлянда, несмотря на то, что изначально он не собирался становиться фотографом. Семён Фридлянд работал в разных жанрах, а в его фотоархиве насчитывается более 19 тысяч снимков.
Фотограф был известен не только в СССР, а и за его пределами. Так чем же так он так прославился? Читайте в «Моём Киеве».
Свой творческий путь фотограф начинал далеко не с фотографии. Несмотря на то, что Фридлянд родился в семье евреев-сапожников, он с самого детства грезил журналистикой и не продолжил семейное дело.
В 1925 году судьба предоставила будущему фотографу исполнить свою мечту. Он устроился работать в журнал «Огонёк».
Именно в «Огоньке» во Фридлянде и проснулся талант к фотографии. Он работал помощником фотографа и довольно быстро освоил фототехнику. Уже с 1926 года Фридлянд начал печатать свои фотоснимки на страницах журнала.
В последствии, Фридлянд оставил журналистику. Он сделал выбор в пользу фотографии, хотя и работал фотокорреспондентом для журнала. Работа в журнале помогала фотографу, ведь он имел доступ в те места, куда обычным гражданам был вход заказан.
Значительный пласт работы был посвящен советской армии. Семён Фридлянд документировал бои во время Второй мировой войны, а также снимал советских солдат в мирное время. На его снимках можно увидеть моряков, офицеров и даже курсантов военных училищ. Можно увидеть и огромное количество военной техники.
Что касается промышленности, то там тоже много интересного. Семён Фридлянд снимал товар во время его производства, а также людей во время работы в поле. На его снимках редко можно увидеть людей, которые улыбаются на камеру. Наоборот, большинство из них сосредоточены на работе.
Читайте также: Прояви плёнку: топ-8 магазинов ретро-фототехники
Не менее значимый вклад был внесён фотографом в развитие архитектурной фотографии. Семён Фридлянд фотографировал в разных городах и в каждом находил что-то интересное.
Одним из самых знаменитых снимков была фотография московского МГУ, сделанная в ночное время. В то время фотографировали исключительно на плёнку, и поэтому у Семёна Фридлянда была всего одна попытка на снимок. Но ему это удалось.
Не последнее место занимала и архитектура Киева. На фотографиях Фридлянда можно увидеть Софийскую и Европейскую площади, красный корпус университета Шевченко и даже памятник Ленину.
Фридлянд также снимал и простые деревенские сооружения. На его фотографиях много сельских домиков, сараев и других деревенских построек.
Отдельное место занимали репортажи. Репортажная фотография начала активно развиваться в СССР в середине 1950х годов, но Фридлянд занимался этим видом съёмки намного раньше.
Семён Фридлянд был одним из подтрибунников. Так в СССР называли фотографов, которые занимались репортажной съёмкой. Обычно, они размещались под трибунами и делали снимки известных личностей для газет и журналов.
Кроме того, Фридлянд снимал репортажи из жизни простых рабочих. На его снимках можно увидеть, как трудятся на стройке женщины, как работают монтажники и даже как мастерят скульптуры. Казалось бы, ничего примечательного, но всё же цепляет внимание.
Читайте также: Александр Гляделов: леденящие душу работы гения документальной фотографии
В советское время было модно фотографировать обычных граждан. Чаще всего это были документальные фотографии, на которых люди показывали свои истинные эмоции. Это могла быть усталость, грусть, радость и многое другое.
Семён Фридлянд также не отставал от моды. Он часто снимал людей в селе во время того, как они работают или отдыхают. Как-то раз он даже снял мать с ребёнком на приёме у педиатра.
Кажется, что фото постановочное, ведь трудно поверить, что фотографу так просто разрешили фотографировать мать и ребёнка. Но, вполне возможно, что фотографии требовались для какой-то статьи об отечественной медицине.
Читайте также: Как выглядел Киев в 20 веке (Фото)
И, наконец, пейзажная фотосъёмка. В советское время пейзажным снимкам уделяли мало внимания. Это и не удивительно, ведь кадров в кассете было мало, поэтому особо не разгуляешься. Да и пейзажи считались чем-то несерьёзным.
Однако, Семён Фридлянд был другого мнения. Он много времени уделял пейзажам, делая, в основном, панорамные снимки. Пользуясь тем, что он работает в журнале, фотограф мог залезть на любую высоту.
Фридлянд снимал пейзажи Днепра, киевские улицы и многое другое. На его фотографиях можно увидеть Киев в то время, когда по Софийской площади ещё ездили трамваи. Сейчас это уже история, а тогда было реальностью.
Несмотря на то, что о Семёне Фридлянде известно мало, благодаря ему мы можем увидеть Киев в середине прошлого столетия. Он внёс значительный вклад в развитие фотографии, а его снимки актуальны до сих пор.
Татьяна Шарапова
[…] Читайте также: Знаменитые киевляне: фотограф Семён Фридлянд […]
[…] Читайте также: Знаменитые киевляне: фотограф Семён Фридлянд […]