Искусством фотографии сейчас никого не удивишь. Современная техника позволяет снимать настоящие шедевры. Но как обходились мастера дореволюционного Киева? Кажется, им удавалось творить настоящую магию. Сегодня мы расскажем о Николае Петрове — фотографе, снимки которого восхищают даже спустя века.
Искусство фотографии в Российской империи начало развиваться еще в 40-х годах ХIX века. Совершенствуясь, фотография становилась все более востребованной среди образованного населения. Появлялись заведения, где люди могли сделать памятные снимки, но очень скоро фотография стала чем-то большим, чем просто возможностью запечатлеть момент. Первые мастера, используя законы физики и химии, возвели свое занятие в ранг искусства. Совершенствовалась фототехника, открывались новые отделения в учебных заведениях, в печать выходили журналы о фотографии. Словом, она популяризировалась, развивалась, становилась доступнее в освоении.
На заре развития фотографии критерий ценности снимка был один — сходство с оригиналом. Однако чем доступнее и легче становился процесс фотосъемки, тем менее важной оказывалась абсолютная достоверность. Ведь теперь добиться ее мог даже простой ремесленник, не обремененный какими-либо художественными замыслами. Да, именно в ранг обыденного ремесла теперь возводилась таинственная некогда фотография.
Но нашлись и те, кто не был согласен с таким положением дел. На рубеже XIX и XX веков возник пикториализм — новое направление художественной светописи. Пикториалисты уважительно относились к ценностям эпохи реализма, однако подчеркивали, что документальность снимка хорошо далеко не во всех случаях. По их мнению, фото, в точности отображающее реальность, скучное и неживое. Как сухой прокол, в котором зафиксированы данные о человеке в определенный момент. Пикториалисты считали, что фотограф, бездумно запечатляющий действительность, не может считаться художником, мастером.
Читайте также: Знаменитые киевляне: самая известная женщина-фотограф в Украине Ирина Пап
Среди пикториалистов несомненно заслуживает особого внимания Николай Александрович Петров. Николай считал, что снимок должен изображать как настроение, душевное состояние модели, так и личность автора. Что ему присуще, как он относится к происходящему действу, какие эстетические предпочтения имеет? Благодаря такому взгляду снимки Петрова восхищенно разглядывают и в наши дни. В них есть что-то уникальное. Они живые.
Будущий классик художественного фотопортрета, Николай Петров, родился 6 сентября 1876 в городе Елец, в нынешней Липецкой области России. Однако в дальнейшем его жизнь и творчество будут неразрывно связаны с Киевом.
Фотографией Николай увлекся в студенчестве, обучаясь в Рижском политехническом институте. В то время это было модным хобби для молодежи. Для кого-то фотография и правда оказалась только увлечением, но для Петрова она стала целой жизнью. Быстро стало ясно, что он в этом деле не случайный пассажир. Еще до окончания института Николай получил свою первую награду — золотой жетон. Талант юного фотографа сполна оценили на выставке в Риге.
В 1900 году Николай решает поучиться у признанных мастеров и уезжает в Германию. Там он поступает в Фотографический институт в Карлсруэ, где изучает фотографию и химию. Ни для кого не секрет, что фотография была бы невозможна без глубоких познаний в химии и физике. Петров хотел разобраться в этих процессах как можно лучше. Учился он под руководством профессора Ф. Шмидта.
С 1904 года начинается киевская страница в жизни Николая. В город он переехал уже известным в своей отрасли человеком. Не только в пределах Российской империи, но и за границей. Поэтому был принят местными мастерами фотографии как свой. Стоит заметить, что искусство фотографии как раз активно развивалось в Киеве в то время, когда Николай приехал. Как минимум в городе активно работали уже 44 фотоателье, проводились фотовыставки, издавались тематические альбомы и почтовые открытки.
В 1905 году Николай Петров пополнил преподавательский состав Киевского политехнического института Императора Александра II. Петров читал лекции вел практические занятия по фотографии.
Читайте также: Знаменитые киевляне: гений футбола Валерий Лобановский
При том, до этого в высших учебных заведениях Российской империи раньше фотоискусству не обучали. Николай стал первым. Еще бы, у него было, чему поучиться. Ведь из Германии он привез не только звание члена-корреспондента Фотографического общества в Карлсруэ, но и знания от ведущих зарубежных мастеров. Да и у самого Петрова была новаторская жилка: например, он первым в наших краях начал использовать «монокль». Так называется однолинзовая система, которая немного смягчает четкость деталей на снимке.
Поначалу курс фотографии был один, общий. Но вскоре для удобства его разделили: история фотографии, техническая фотография, практическая фотография и т.д. Николай Петров в разное время вел эти предметы, а позже и курс «Фотокинолаборатория».
Также Петров создал институтскую фотолабораторию, которую позже признают одной из лучших в стране. Студенты КПИ получали здесь возможность попрактиковаться, но не только этим занималась лаборатория. Помимо прочего, здесь активно велась научно-исследовательская деятельность в области фотографии. Разработки лаборатории сыграли важную роль в развитии судебной экспертизы, медицины, реставрации и других сферах.
Так, благодаря деятельности Николая Петрова, в Киеве и в Украине в целом случился большой прорыв в области фотоискусства. Киевское фотосообщество развивалась с помощью разработок Петрова еще больше двадцати лет.
В 1906 году Николая Петрова избрали председателем Киевского общества фотографов-любителей «Дагер». Изначально сообщество распространялось только на мастеров Киева, но вскоре расширило свои горизонты: подключились фотографы-любители из других губерний Российской империи, а вскоре о «Дагере» узнали и за рубежом. При Николае Петрове «Дагер» достиг своего расцвета.
Конечно же, не стоит забывать и о личном творчестве Петрова. Его называли мастером психологического портрета — так точно ему удавалось передать характеры и настроение моделей. Кроме этого, на снимках тяжело не заметить тонкий эстетический вкус Петрова.
Помимо прочего, Петров преподавал фотографию другим, писал обучающие книги о фотоискусстве и тематические статьи. Также он старался репрезентовать отечественную фотографию и за рубежом. В 1930 году Петров наконец получил звание профессора при Киевском государственном институте кинематографии.
К сожалению, с приходом советской власти популярность Николая Петрова ощутимо падает. Его работы перестают получать должное внимание. А все потому что пикториализм не вписывается в советскую идеологию и не соответствует новым взглядам на искусство.
В 1936 году Николай Петров тяжело заболевает и останься обездвиженным. А уже в 1940 году, после продолжительной борьбы с болезнью, его не стало.
На долгие годы имя Николая Петрова было забыто. За все время существования СССР почти никто не проявлял к его личности и творчеству какого-либо внимания. Первые упоминания нашли место только в 90-х прошлого века, и лишь в 2004 году у широкого круга людей снова появилась возможность увидеть работы мастера — на персональной выставке с Москве. Постепенно почти стертое из истории имя начало выныривать из забытья.
Владислав Левицкий
[…] […]
[…] […]