Так бывает, что талантливые люди из Украины эмигрируют в другие страны. В 20 столетии это происходило очень часто. Кто-то уезжал в надежде найти признание, а кто-то, спасаясь от политических репрессий.
Не стал исключением и Анатоль Литвак. Возможно, он мог бы поднять украинский кинематограф на мировой уровень. Однако его навсегда запомнили, как голливудского режиссёра, родом из Украины.
Анатоль Литвак родился в Киеве в 1902 году. Ещё в детстве он заинтересовался творчеством, в частности театральным. Увлечение привело к тому, что в 14 лет юного Анатоля взяли на работу в театр в Петрограде в качестве рабочего сцены.
Позже Анатоль поступил учиться в Петроградский университет, где изучал философию и посещал актёрскую школу. А немного позже он пришёл в кинематограф.
Читайте также: Знаменитые киевляне: телеведущий и сценарист Аркадий Арканов
Анатоль Литвак жил в СССР до 1925 года. Он даже успел снять два фильма – «Татьяна» и «Самый юный пионер». Но после этого он эмигрировал в Германию, где жил и работал до прихода нацистов к власти.
В Берлине Литвака приняли с теплотой и сразу же стали подключать к съёмкам немецких фильмов. Режиссёр жил там в течении пяти лет и успел снять такие картины как «Наполеон», «Казанова» и «Долли делает карьеру». Позже Анатоль Литвак переехал во Францию, где жил до 1938 года.
После переезда режиссёр не перестал работать в кино. За годы жизни во Франции он успел снять несколько фильмов, в том числе и «Майерлинг», после которого его пригласили работать на студию «Warner Brothers». Анатоль принял приглашение и переехал в США, где жил в течении многих лет.
Одним из самых знаменитых фильмов режиссёра является картина «Признание нацисткого шпиона». Это был первый в мире антифашистский фильм. До этого США, боясь потерять поддержку немецких зрителей, всячески пресекали любые попытки снять подобное кино. Но в случае с Анатолем Литваком вышло несколько иначе.
Ранее в США уже были попытки выпустить кино подобного жанра. Так, в 1933 году было запрещено снимать фильм «Бешеный пёс Европы» о фашистском режиме Адольфа Гитлера. А в 1936 такая же участь постигла картины «У нас это невозможно» и «Я была узницей нацистской Германии». Сами же немцы всякий раз вырезали из фильмов эпизоды, где были любые упоминания о нацистах и евреях.
В случае с «Нацистским шпионом» возникло немало проблем. Изначально немцы пытались давить на киностудию, затем – перешли на прямые угрозы самому режиссёру. Но когда ничего из этого не сработало, Германия связалась напрямую с посольством США.
В результате Анатоля Литвака попросили подождать с премьерой. Американское ведомство настаивало, что выход фильма может значительно ухудшить отношения между США и Германией. Однако, фильм всё же был выпущен в прокат.
Картина получила широкий резонанс во всём мире. Её сразу же запретили в Германии, Норвегии, Италии, Югославии, Швеции, Нидерландах и Японии. А у польских и немецких представителей кинокомпании начались серьёзные проблемы и многие из них были убиты.
В 1941 году, когда вышла расширенная версия фильма, Анатоля Литвака вызвали на слушание в Сенат. Видимо, кто-то решил, что Анатоль зашёл слишком далеко. Однако, вмешался случай. Из-за атаки на Перл-Харбор слушания по делу Литвака были прекращены.
Читайте также: Знаменитые киевляне: фотограф Семён Фридлянд
Несмотря на то, что Анатоль Литвак болел астмой, он вступил в армию США, где дослужился до звания полковника. Он служил кинооператором в штабе генерала Джорджа Паттона. Анатоль Литвак зафиксировал множество событий на фронте, в том числе высадку союзников в Нормандии.
Эта съёмка значительно повлияла на дальнейший ход войны. Дело в том, что благодаря этим кадрам удалось выявить в действиях солдат множество тактически неверных решений, которые привели к потерям.
Кроме того, Анатоль Литвак совместно с Фрэнком Капрой снял картину «Почему мы сражаемся», куда вошло семь эпизодов продолжительностью от 40 до 80 минут. Фильм рассказывал о европейской войне.
Во время съёмок фильма «Почему мы сражаемся» Анатоль Литвак также снял и отдельный эпизод, который назывался «Битва за Россию». Фильм получил широкий резонанс среди американских зрителей, но позже принёс режиссёру немало проблем.
В 1940х годах, когда появилось движение маккартизма, Анатоль Литвак подвергся политическим репрессиям. Дело в том, что фильм «Битва за Россию» посчитали антиамериканским.
Анатолю Литваку пришлось уехать из Америки. С 1950х годов он снова жил и работал в Европе, где снял свои картины «Любите ли вы Брамса», «Акт любви», «Глубокое синее море» и многие другие.
В 1960х Анатоль вернулся во Францию, где прожил до самой смерти.
Читайте также: Пролежал 10 лет на полке: как снимали фильм «Пропавшая грамота»
За всю свою кинокарьеру Анатоль Литвак был четыре раза номинирован на «Оскар». Ещё, он был номинирован на Золотую пальмовую ветвь и Золотого льва, а также на Кубок Муссолини.
И всё же, одну кинопремию режиссёру присудили. Ею стала датская премия «Бодиль».
Анатоль Литвак также имеет собственную звезду на Голливудской аллее славы. Американцы до сих пор очень уважают Анатоля Литвака и не забывают о его вкладе в развитие киноиндустрии.
Анатоль Литвак работал в кино почти до самой смерти. В начале 70х у него обнаружили рак желудка. Прожил он после этого недолго – в 1974 году знаменитый кинорежиссёр умер. До этого он почти год провёл в частной клинике в Париже, но безрезультатно.
Согласно завещанию Анатоля Литвака, его прах был развеян по ветру в неизвестном никому месте. Прах развеяла вторая жена кинорежиссёра — дизайнер костюмов Софи Стёр. Поговаривают, что она сделала это на исторической родине Анатоля Литвака.
Татьяна Шарапова
[…] Читайте также: Из Киева в Голливуд: кинорежиссёр Анатоль Литвак […]
[…] Читайте также: Из Киева в Голливуд: кинорежиссёр Анатоль Литвак […]