Мозаики и панно: Киев в творческих работах Эрнеста Коткова

13:52  |  29.06.2021
Мозаики и панно: Киев в творчестве Эрнеста Коткова

Эрнест Котков является признанным художником Украины. Он родился в Киеве и за свою жизнь сделал немало для нашего города. 

Эрнест Котков был членом Союза художников Украины, а его монументальные скульптуры неоднократно называли лучшими работами года.

Художник умер в 2012 году, но мы до сих пор можем увидеть его творчество на киевских улицах или на станциях метро. Он оставил после себя несколько мозаик, гравюр и даже картин. Рассказываем и показываем, как выглядит Киев в творчестве Эрнеста Коткова.

Панно на Киевском речном вокзале

Спорт на Днепре

Спорт на Днепре

Главный речной порт Киева был открыт в 1961 году, а его на строительство ушло почти 5 лет. Вокзал поражает своим величием и красотой. Особенно запоминающимися выглядят фрески внутри здания.

Над ними работали 3 человека – Эрнест Котков, Валерий Ламах и Игорь Литовченко. Всего они создали 8 фресок. Эрнесту Коткову принадлежит несколько панно: «Днепр – торговый путь», «Спорт на Днепре» и «Днепр промышленный».

Кроме того, был оформлен и внешний фасад Речного вокзала. Всё оформление выдержано в одной стилистике – история Украины. Мозаики иллюстрируют как развивался морской порт в нашей стране.

Во время создания фресок художники использовали уникальную на то время технологию. В качестве материала взяли смальту и цветной бетон. Конечно, с тех пор Речной вокзал пережил далеко не лучшие времена, но тем не менее, фрески удалось сохранить.

Станция метро «Лыбедская»

Лыбедская

Торец центрального зала на станции метро «Лыбедская»

В 1984 году в Киеве открыли очередную станцию метро под названием «Дзержинская». Немного позже её переименовали в «Лыбедскую». Она стала 27 станцией киевского метрополитена, который строили стремительными темпами.

Над оформлением станции работали двое художников – Эрнест Котков и Николай Бартосик. Они оформили стены платформы и композицию в торце центрального зала.

Станция метро «Лыбедская» сама по себе довольно неординарная, а художественное оформление добавляет ей некоторого шика. В 2011 году она даже получила статус памятника архитектуры монументально-декоративного строительства.

Читайте также: Архитектурное наследие: чем обязан Киев Андрею Меленскому

Мозаика на жилом доме

Симфония труда

Мозаика «Симфония труда» на Проспекте Победы 21

На Проспекте Победы есть несколько жилых домов, торцы которых оформлены мозаиками. Одно из оформлений, а именно «Симфония труда» (дом 21) принадлежит Эрнесту Коткову.

Работа над мозаиками началась в конце 1960х годов. Всего было оформлено шесть домов, начиная с дома №17 и заканчивая домом №27. В работе, кроме Эрнеста Коткова, приняли участие ещё Валерий Ламах, Иван Литовченко и Владимир Прядка.

Несмотря на то, что работа над оформлением началась ещё в конце 60х, закончить её удалось лишь в 1982 году. Изначально мозаики радовали своим видом, но позже на Проспекте Победы построили торговый центр, который перекрыл большую часть изображений.

Ещё, в 2019 году в мозаичном оформлении нашли символы тоталитарной власти. Мозаики должны были демонтировать, однако на их защиту стал один из создателей – Владимир Прядка. Он публично заявил, что изображения иллюстрируют лишь историю Украины, а никаких тоталитарных символов там нет. В связи с этим мозаику оставили в покое.

Панно в Институте физкультуры

Панно в институте физры

В 1979 году, когда в СССР активно готовились к проведению олимпиады, был достроен корпус Института физкультуры. И, поскольку строительство было приурочено к олимпиаде, нужно было сделать так, чтобы о событии что-то напоминало.

Эрнест Котков подошёл к этому вопросу очень серьёзно. За основу он взял стеклянную стену и украсил её рельефным панно. На нём изображены 5 переплетённых колец,пылающий факел и голуби – символика олимпийских игр.

Читайте также: Как поменялся Киев за последние 20 лет (фото)

Гравюра «Киевский дворик»

Киевский дворик

Кроме монументального творчества Эрнест Котков также занимался и графикой. У него достаточно графических работ, которые показывали на выставках и публиковали в печатных изданиях.

Одну из таких работ художник посвятил Киеву. На гравюре изображён один из киевских дворов в 1959 году. Тогда ещё сушили бельё прямо на улице, не опасаясь кражи или различных выхлопов.

Кроме того, рядом с высоткой виднеется церковь и маленький сельский домик. Возможно, это изображение одной из деревень, которую только присоединили к Киеву.

Татьяна Шарапова

 

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: