На центральных улиц Киева нвходится огромное количество музеев, галерей, театров, старинных церквей, памяток архитектуры и административных зданий. Среди них расположено одно из важнейших мест для украинского культурного наследия — дом писателей и художников Ролит. Именно в этом доме Андрей Малышко написал свою знаменитую «Пісню про рушник», а Олесь Гончар работал над дискуссионным романом «Собор». Название Ролит происходит от «робітник літератури». Это жилой кооператив, где жили и творили ключевые фигуры украинской литературы ХХ века.
Ролит расположен по улице Богдана Хмельницкого 68, в прошлом улица Ленина. Здесь жили Мыкола Бажан, Борис Антоненко-Давыдович, Остап Вишня, Олесь Гончар, Иван Кочерга, Борис Лятошинский, Максим Рыльский, Володымыр Сосюра, Павло Тычына, Юрий Яновский, Улас Самчук, Евген Плужник и множество других знаменитых писателей.
Дом с такой концентрацией писателей на метр квадратный — настоящая уникальность. Здесь любили и предавали, писали и переживали репрессии, заводили знакомства и бесконечно творили. В этом доме гостили Агния Барто, Валерий Чкалов, Корней Чуковский, Алексанлр Твардовский, а также украинские диссиденты — Вячеслав Чорновол, Иван Свитлычный, Василь Стус, Василь Симоненко.
Стандартные туристические маршруты столицей обходят стороной эту достопримечательность. Но Киев полон значимых и интересных для посещения мест, Ролит как пример одного из них.
В период 1930-х годов такой дом был настоящей роскошью. Его специально возвели по лучшим канонам конструктивизма литераторов советской Украины.
В 1930-х годах, когда социализм прогрессировал доминирующим течением советской архитектуры стал конструктивизм. Это было новое, авангардное, практичное для городской жизни направление. Такое архитектурное решение было максимально полезным для производства. В комфортном Ролите деятели советского искусства должны были эффективно и много работать на благо партии. Здесь была столовая и мансарда, личные кабинеты в каждой квартире, отдельные комнаты для горничных, и даже специальный чёрный выход во двор для прислуги.
В изначальном архитектурном плане художника В. Г. Кричевского и П.Ф. Костирика, дом должен был состоять из нескольких корпусов. Однако, когда началось строительство, недостаток финансов изменил планы архитекторов. В итоге в 1934 на перекрёстке Б. Хмельницкого и М. Коцюбинского возведели первый корпус Ролита. В нем было пять подъездов и шестьдесят квартир. Квартиры в основном двух- и трёхкомнатные, а в пятом подъезде, специально для работников Союза писателей Украины, запроектировали четырехкомнатные квартиры.
Жилищные условия для писателей были на то время настоящей роскошью: высокие стены, широкие окна, множество комнат, современный фасад, персональные телефоны. Единственным непонятным решением архитекторов были кухни. Их площадь едва ли составляла несколько квадратных метров, где не то что обедать было тесно, а и готовить. По плану, питаться мастера слова должны были в столовой в подвале. Ожидалось также, что при переходе в коммунизм еда станет бесплатной для всех. По факту же столовая проработала пару лет, еду выдавали, но есть ее приходилась есть у себя в квартире, так как после перепланировок столовую решили не открывать. Была возможность принести своё мясо или рыбу, и по желаемому рецепту блюдо готовили.
Хоть размера кухни хватало только лишь на то, чтобы заварить чай, местные хозяйки приспосабливались и учились готовить в новых условиях. Были и те, кому удавалось просторную ванную перестроить в кухню.
Читайте также: Гость из Ужгорода: писатель Банди Шолтес месяц писал новую книгу в Харькове
Такой жилищный кооператив для столичных мастеров пера был построен по аналогу дома «Слово» в Харькове. Так как Харьков был столицей УССР до 1934 года, то и литературная элита проживала преимущественно там. Но, после переноса столицы в Киев, советским властям потребовалось вложиться в строительство нового писательского дома. Некоторые жильцы Слова были вынуждены переехать в Киев, и развивать свою творческую деятельность тут.
Так как квартиры первого корпуса Ролита уже были распределены между киевскими писателями, корифеям из Харькова нужно было где-то жить. Оперативно решили увеличить количество квартир с 54 до 60 за счёт подвального помещения. В нем расположились квартиры. Прорубили окна, сделали дополнительное парадное на улицу — и вот, проблема решена.
Зачем было объединять писателей в одном доме? 1930-е года были периодом сталинских репрессий. С самого начала большевистского переворота украинцы сопротивлялись режиму, что было недопустимым для новой власти. Культурные деятели всегда являлись промером для общества. Их прозе и поэзии учили детей в школах, за ними следовали люди, им подражали. Поэтому литераторов решили держать под контролем.
За жителями Ролита пристально следил НКВД. Часто случались «доносы». Нарушающих сталинский режим тружеников пера отправляли в ссылки и лагеря, сажали в тюрьмы. В доме жили и те, кто сотрудничал с энкаведистами, куда при такой системе без «своих людей»?
В наше время дом Ролит связан с литературой только воспоминаниями. Наступили капиталистические реалии — в квартирах писателей расположились фирмы и офисы. Последним литератором, который жил в доме, был Олег Микитенко. Это украинский литературовед, переводчик, журналист. Он ушел из жизни 26 октября 2020 года в возрасте 91 года, закрывав таким образом период Ролита в ХХ веке.
Стоит отметить, что фасад дома буквально усыпан мемориальными досками (их 29!), что делает его абсолютным рекордсменом Украины. Он охраняется законом, однако, открытым остается вопрос о историко-архитектурном наследии этой достопримечательности.
Ролит — это бесценный кладезь для исследований истории украинской прозы. Украинские авторы Станислав Цалик и Филипп Селигей более десяти лет работали над созданием нового, правдивого взгляда на события, происходящие в Ролите. Они исследовали архивы, полностью отказывались от энциклопедических информаций, критических статей — только реальные факты.
Их книга «Таємниці письменницьких шухляд. Детективна історія української літератури», выданная в 2010 году, раскрывает секреты Ролита и его жителей. Авторы показывают корифеев украинской литературы с разных сторон: во время встреч с друзьями, во время охоты, раскрывают их страхи, радости, страдания.
Немало удалось собрать фактов переживаний писателей о репрессиях. Мыкола Бажан забывал про сон по ночам, опасаясь повторить судьбу своих соседей, за которыми приезжали энкаведисты. Король усмішки Остап Вишня, вернувшись абсолютно измученным физически и духовно из ссылки в 1943 году и опасаясь новых наказаний, меняет тематику своего творчества в сторону абсолютно прокоммунистической.
Читайте также: Памятник коту и маленький принц: топ-16 необычных мест Киева
Множество расследований, историй из жизни удалось раскрыть авторам в своей книге. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Валерия Бомбандерова
[…] Читайте також: Дом Ролит: Мекка украинской литературы в Киеве […]
[…] Читайте также: Дом Ролит: Мекка украинской литературы в Киеве […]
[…] Читайте также: Дом Ролит: Мекка украинской литературы в Киеве […]