Наталья Ворожбит — шоуранерка и автор нашумевшего сериала “Поймать Кайдаша”, сценаристка фильмов “Киборги” и “Дикое поле”. Ее полнометражный режиссерский дебют “Плохие дороги” стал призером Венецианского кинофестиваля. Она написала около двадцати пьес, которые были поставлены в лучших театрах мира, таких как Королевский шекспировский театр, театр Royal Court в Великобритании, театре Магдебурга в Германии и многие другие. А также она является одной из основательниц “Театра переселенцев”.
Наталья Анатольевна Ворожбит родилась в Киеве в 1975 году. До девятнадцати лет ее интересы были далеки от театра. Она практически не читала классической литературы, а спектакли посмотрела всего несколько раз. Не было и писательских амбиций, хотя творческие присутствовали всегда. Поэтому молодая абитуриентка Ворожбит решает строить карьеру актрисы и поступает в Киевский институт культуры.
Но на втором курсе Наталья, случайно попадает в экспериментальную школу драматургии в качестве актрисы. Там она настолько сильно увлекается драматургическим процессом, что по настоянию учителя, едет поступать в московский Литературный институт на факультет драматургии.
Еще долго Наталья не верила, что свяжет с этой профессией всю свою жизнь. Родная сестра иногда посмеивалась: “Боже-боже, выйдешь замуж и будет там тебе твоя драматургия”. Но в конце концов писать пьесы стало любимым занятием девушки. Она поняла, что наконец-то сможет дать жизнь тем ярким историям, которые ее окружали и которые могли просто пропасть, будучи не зафиксированными. А как достаточно закрытому человеку, не любившему делиться проблемами с близкими, ее деятельность еще и помогала прорабатывать свои травмы и личный опыт.
Больше всего на Наталью повлиял документальный театр. Его суть заключалась в том, что участники этого театра собирали реальные истории людей, изучали их драматургию, записывали с ними интервью. А на основе собранного материала уже писали пьесы. Главное — нельзя менять образ персонажа. Важно было оставить даже особенности речи и языковые нюансы.
Участники театра придерживались мнения, что все мы по большей части говорим ужасно. Если расшифровать нашу речь без редактуры, то литературного и красиво сложенного текста мы не получим. Именно такие “грязные” диалоги придают настоящей жизни персонажам пьесы. Наталья признается, что после этого опыта больше не хочет писать красивым, литературным языком так, как творила до этого. Теперь она создает своих героев максимально близкими к реальным людям. Документальный театр в корне поменял отношение Ворожбит к театру в целом и сформировал собственный стиль подачи персонажей. Поэтому в ее работах часто можно услышать как суржик, так и мат из уст персонажей.
Пьесы Натальи каждый раз с успехом ставили в Соединенных Штатах и Германии, Польше и Латвии, Украине и России. А в Англии, кроме театра Royal Court, ее пьесу поставил еще и Королевский Шекспировский театр. Но, как признается сама Наталья, денег это ей не приносило. Театр — это скорее зона для творчества и экспериментов, где не платят, зато можно делать, что хочешь. Именно там она научилась быть свободной и смелой.
Чтобы хоть как-то выживать и оплачивать съемную квартиру начала заниматься сериалами. Тогда это был едва ли не единственный вид заработка для драматурга. Сериалы — почти не затратное творчество, которое помогло овладеть профессией сценариста. Наталья прошла через множество российских телепроектов. Самыми известными стали сериал “Школа” Виктории Гай Германики и фильм “Стальная бабочка”.
По возвращению в Украину Наталья Ворожбит несколько лет работала на “СТБ” директором одного из департаментов. Но за все это время работы над сериалами так отравилась этим форматом, что готова была попрощаться с ним раз и навсегда. Однако вскоре поступило предложение создать авторский продукт, где Наталья сможет написать сценарий так, как захочет сама и ее никто не будет контролировать. Речь шла о сериале “Поймать Кайдаша”.
Перед началом съемок руководство предложило ей стать еще и исполнительным продюсером проекта, и там тоже дали свободу действий. И неожиданно, для себя самой работа над, в недавнем прошлом ненавистным жанром, стала в радость. Благодаря чему Наталья вернулась в сферу, а сериал стал одним из самых рейтинговых проектов канала СТБ.
Предложение написать в 2015 году сценарий для фильма «Киборги» стало настоящим вызовом. Поначалу Наталья отказалась от предложенной ей возможности. Было странно писать о тех событиях, не зная, что происходит в Донецком аэропорту и чем все это закончится. На ситуацию повлиял друг, уговорив ее позвонить и согласиться. Обычно, Наталья никогда не звонит сама продюсерам, это ее принцип. Однако в тот раз, она пошла против себя же, при условии, что ей помогут с исследованием темы.
Наталье дали множество контактов и номеров телефонов свидетелей тех страшных событий. Каждый день приходилось лезть в души людей, переживших трагедию, с болезненными для них вопросами. В то время она занималась уже “Театром переселенца”, где выходили на сцену дети, военные, местное население из зоны конфликта и рассказывали свои истории. Но это был иной опыт. Там люди говорили о себе все что хотели сами. Это была их рефлексия. Никто не заставлял рассказывать о том, о чем они хотели промолчать. А собирая материал для фильма, приходилось лезть в еще кровоточащую душевную рану.
Задача состояла в том, чтобы понять мотивацию каждого участника тех событий, поговорить с представителями разных социальных слоев, понять характеры и страхи. Потом взять самые интересные моменты и придать им режиссерскую форму. Наталья пыталась сделать фильм камерным, который будет больше не про войну, а про людей.
Практически в то же время режиссер Ярослав Лодыгин предложил написать сценарий к фильму “Дикое поле” по роману Сергея Жадана “Ворошиловград”. Будучи его фанаткой, Наталья мечтала с ним познакомиться, поэтому сразу же согласилась.
Правда писать сценарий по роману ей еще не доводилось. Нужно было учится очень внимательно читать, не упускать из виду даже самую, казалось бы, незначительную деталь. Самое сложное в том, что историю пришлось сократить втрое и многое потерялось. Часто экранизация книг хуже, чем сами книги, потому что в романе главное все-таки не сюжет и не структура, а стиль автора, его поэтика. В кино все это не покажешь. Но несмотря на то, что авторы книги и сценаристы обычно часто не сходятся во мнении, Жадану понравился сценарий Натальи.
В 2015 году лондонский театр Royal Court заказывает у Ворожбит пьесу и дает ей полную свободу в выборе темы. Так родились “Плохие дороги” о жизни женщин на войне. Наталья часто ездила на Донбасс в то время и много слушала историй в “Театре переселенцев” от очевидцев страшных событий. Поэтому пьеса было о том, что наболело.
Так как в Британии спектакль прошел успешно, Наталья решила адаптировать текст под киносценарий и податься на питчинг в Госкино. Но сценарий не прошел экспертную комиссию. Более того, Наталью обвинили в непатриотичности и неоднозначности проекта, что задело ее больше всего.
Однако через год-два продюсер Юра Минзянов поверил в картину и предложил Ворожбит дебютировать в кино как режиссер. Наталья с азартом приняла предложение, так как всегда мечтала создать фильм от начала до конца. Когда тексты, сценарии и пьесы ставят или снимают другие люди, они видят все по-своему и это уже становится их историей.
В процессе работы возникало много сложностей, так как Наталья режиссерского опыта не имела. Оказалось, что много слов в кино мешает, тогда как в театре, наоборот, все строится на диалогах. Наталья признается, кино сняла с перепугу. Несмотря на хорошие рецензии от кинокритиков и приз на Венецианском фестивале, сама Ворожбит фильмом не сильно довольна. Но сдаваться не собирается. Исправлять недостатки будет уже в следующей кинокартине.
За столько лет работы над тяжелыми фильмами, раскрывающими ужасы войны и проблемы людей, ставших ее частью, Наталья хотела взять перерыв. Но не вышло. Сейчас в работе три коротких сериала. Один из них по мотивам повести Ольги Кобылянской “В воскресенье рано зелье копала”. Наталья написала сначала полный метр, но продюсерам так понравилось, что они решили сделать из этого не только фильм, но и сериал на восемь серий. Это история о чувствах, отношения, о том, о чем хотелось писать, после работы над “Киборгами”, “Диким полем” и “Плохими дорогами”.
Второй проект — “Страхи и неврозы” для “СТБ”. А третий, над которым работает Наталья и в котором хочет выступить снова в качестве режиссера, называется “Наша Галя”. Это история о 90-х годах, когда она была еще подростком. Этот проект помогает проанализировать те времена и отрефлексировать. Сегодня, Наталья смело называет себя счастливым автором, потому что наконец-то пишет так, как ей самой хочется и на это есть спрос.
В общем.очеоедная свидомая мразь