Записки и хроники: упоминания Киева в книгах средневековых путешественников

16:07  |  08.08.2021
Записки и хроники: упоминания Киева в книгах иностранных путешественников

Киев, как и многие другие города, довольно привлекателен для туристов. Столица может похвастаться богатым культурным наследием и своей историей.

Раньше, во времена средневековья, Киев тоже был желанным городом для иностранных путешественников и дипломатов. Многие даже делали записи о том, как они посещали наш город. И некоторые из них сохранились до наших дней. Рассказываем о том, что писали иностранные деятели о Киеве в своих книгах.

Хроника Титмара Мерзебургского

Титмар Мерзебургский

Титмар Мерзебургский был немецким епископом и хронистом. Он жил в 10 и 11 столетиях и именно его «Хроника» содержит важнейшие сведения о Киеве и Киевской Руси.

В «Хронику» вошло 8 книг, в двух из которых упоминается Киев. Книга охватывает 4 года из жизни Киева, в период с 1014 по 1018 год.

Согласно сведениям Титмара, в начале 11 столетия Киев часто подвергался нападениям со стороны польского князя Болеслава I. В одной из частей «Хроники» епископ писал о Киеве так:

Киев же, весьма сильный город, подвергся, согласно приказу Болеслава, частым атакам со стороны своих врагов печенегов и был сильно ослаблен в результате большого пожара. Защищали его сами горожане, довольно быстро, впрочем, открыв ворота чужеземцам;

Титмар Мерзебургский также упомянул о величии Киева:

В большом этом городе, который служит столицей государства, имеется более 400 церквей и 9 торжищ, а народу несметная сила, которая — как и во всей здешней области — составляется главным образом из беглых рабов, стекающихся сюда со всех сторон, в особенности из проворных данов, и которая доселе много боролась с вредными печенегами и побеждала другие народы.

Записки Павла Алеппского

Павел Алеппский

Арабский путешественник Павел Алеппский, в своё время, был восхищён нашим городом. Он посетил Киев дважды – в 1654 и 1656 году. И оба свои путешествия он задокументировал в записках.

Во время посещений Киева, Павел, в первую очередь, отметил высокий уровень образования киевлян:

Они все хорошо обучены чтению и письму и знакомы с наукой и литературой.

Путешественник также был поражён архитектурой нашего города и убранством киевских дворов:

Дома в этой стране велики и высоки. Стены их из дерева, выглаженного как изнутри, так и извне. При каждом жилище разведён обширный сад, засаженный плодовыми деревьями всех растущих здесь сортов.

Также, Павел подробно описал Киевскую Софию после восстановления Петром Могилой:

Ум человеческий не в силах обнять ее по причине разнообразия цветов ее мрамора и их сочетаний, симметричного расположения частей ее строения, большого числа и высоты ее колонн, возвышенности ее куполов, ее обширности, многочисленности ее портиков и притворов.

Павел ещё много раз упомянул Киев в своих записках, подробно останавливаясь на его архитектуре. Без сомнения, наш город очень поразил арабского путешественника.

Читайте также: Радиорынок и село внутри города: чем интересны Караваевы дачи

Дневник Эриха Лясоты

Дневник Эриха Лясоты

Эрих Лясота пробыл в Киеве недолго – всего два дня. Он был в нашем городе проездом, однако, этого оказалось достаточно, чтобы он упомянул о Киеве в своём дневнике.

Дипломат посетил Киев в 1594 году в начале мая. В то время Киев был практически полностью разрушен, что, естественно, не укрылось от внимания путешественника. В своём дневнике он написал о нашем городе так:

Там, где стоят руины и где когда-то находился город, сегодня или совсем нет жилых домов, или их очень мало. Нынешний город построен внизу в долине, на правом берегу Днепра и довольно раскидист, потому что почти каждый дом окружен садом.

Как видно из его слов, Киев только начал восстанавливаться. Однако, несомненно, дипломат был поражён цельной частью города. Возможно, если бы он застал Киев в более благоприятное время, он смог бы оценить его по достоинству.

Эрих Лясота, однако, успел посетить Киево-Печерскую Лавру и её пещеры. О них он также оставил воспоминания в своём дневнике:

Пещеры имеют много ходов, которые бывают в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться, но они такие широкие, что двое могут разминуться… Вход отделан почти так же, как это бывает при входах в шахты.

Читайте также: Известные киевляне: журналист, полковник МВД Константин Стогний

Александр Гваньини и записки о Сарматской Европе

Александр Гваньини

Ещё одним подтверждением того, что Киев всегда был довольно большим городом, можно найти в записках веронца Александра Гваньини. В 1581 году он издал «Записки о Сарматской Европе», где упомянул о Киеве. О нашем городе Гваньини говорил так:

Киев, древнейший и обширнейший город, обнесенный деревянными оградами, некогда столица всей Руси, расположенная у славнейшей реки Борисфена (Днепр), отстоит от Вильны на сто двадцать миль польских.

О прежнем великолепии и истинно царственном виде города свидетельствуют самые развалины и памятники, расположенные на пространстве шести миль.

Гваньини также упомянул и о подземных пещерах Киева:

Доселе на соседних холмах виднеются следы церквей, монастырей и опустевших зданий. Кроме того, есть некие обширнейшие подземные пещеры, прокопанные под землей на большое расстояние — как некоторые говорят на 80 миль.

В пещерах видны многие старинные гробницы и тела некоторых знаменитых русских князей, но только истлевшие, а не распавшиеся, в особенности — кажутся целыми, как будто только что положенные, трупы каких-то двух князей в языческих одеждах, как они ходили при жизни.

Так лежат в пещере тела непогребенные, которые показываются чужестранцам и пришельцам монахами русского обряда.

Читайте также: Дорога на миллион: как в Киеве появилась брусчатка?

Записки графа Сегюра

граф сегюр

В своих записках француз граф Луи Филипп де Сегюр называл Киев не иначе, как «столицей первых русских князей». Граф посетил наш город в конце 18го столетия. Уже на подъезде к Киеву он был очень впечатлён:

Подъезжая к Киеву, испытываешь то особенное чувство уважения, какое всегда внушает вид развалин. К тому же, живописное положение этого города придает прелесть первому впечатлению.

Смотря на него, вспоминаешь, что здесь колыбель огромной державы, долго пребывавшей в невежестве, от которого она освободилась не более как лет за сто и теперь стала так огромна и грозна.

Граф провёл в Киеве почти два месяца, общаясь с местной элитой и посещая различные мероприятия. После этого путешественник условно поделил киевского общество. С одной стороны, он утверждал, что здесь можно увидеть то роскошные дворы, то тесные убранства. А ещё, его очень поразила атмосфера в Киево-Печерской Лавре. Как говорил позже граф, было ощущение, что там господствует молчание и страх.

Татьяна Шарапова

 

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: