Также, как и сегодня, раньше была потребность в том, чтобы где-то делиться своим творчеством. В наши дни в Киеве много литературных клубов. Некоторые платные, некоторые нет.
Нет ничего удивительного в том, что и в начале прошлого столетия в Киеве проходили литературные чтения. Правда, не каждые из них были легальными. Рассказываем о киевском литературном клубе «ХЛАМ» и о знаменитых творцах, которые в нём бывали.
Несмотря на то, что клуб открыли ещё в 1918, впервые «ХЛАМ» упоминается в газете «Коммунист» в 1919 году. Вероятно, это было очень модное заведение, ведь редактор газеты писал следующее:
В помещении «ХЛАМа» (Николаевская, 5) устраиваются ежедневные сборы начинающих поэтов и литераторов для чтения новых произведений. Инициатива этих сборов принадлежит группе художников, литераторов, музыкантов и артистов («ХЛАМ»), которая таким образом хочет помочь молодым силам выйти на литературный путь. Произведения заранее просматриваются избранными для этого членами группы. Вход для всех свободный. Особенно желательно присутствие начинающих поэтов и литераторов.
Кстати, аббревиатура клуба расшифровывается как «Художники, литераторы, артисты, музыканты». Для названия взяли первую букву из каждого слова и в итоге получили «ХЛАМ».
В своё время в клубе выступило немало талантливых исполнителей. А многие из них позже упоминали «ХЛАМ» в своих воспоминаниях.
Кроме того, это было очень модное заведение. Кавалеры часто приглашали туда своих дам и те охотно соглашались.
Читайте также: Топ-5 киевлян, чьи комиксы знамениты на весь мир
По воспоминаниям Леонида Утёсова, при входе в «ХЛАМ» на двери можно было увидеть весьма примечательную надпись. Она гласила: «Войдя сюда, сними шляпу, может быть, здесь сидит Маяковский».
И действительно, посетители каждый раз снимали шляпу, выискивая глазами знаменитого поэта. Тем не менее, их постигало разочарование.
Доподлинно неизвестно посещал ли Владимир Маяковский киевское модное заведение. Об этом не сохранилось никаких данных, кроме той самой надписи на дверях. Возможно, владельцы кафе хотели придать ему важности и значимости. И, без сомнения, им это удавалось.
Впрочем, не стоит исключать вероятности того, что Владимир Маяковский всё же нашёл время, чтобы посетить клуб. Однако, было ли это на самом деле, узнать уже не удастся.
Читайте также: ЦУМ: Самые яркие рекламные кампании
А вот то, что в «ХЛАМ» захаживал Константин Паустовский – истинная правда. Единственное, что стоит отметить — писатель отзывался об этом месте не очень тепло. В своих воспоминаниях автор писал:
По вечерам я иногда ходил в литературно-артистическое общество на Николаевской улице. Там в ресторане выступали с эстрады бежавшие с севера поэты, певцы и танцоры. Пьяные вопли прерывали тягучее скандирование стихов. В ресторане всегда было душно, и потому, несмотря на зиму, иногда приоткрывали окна. Тогда вместе с морозным воздухом в освещенный зал влетал и тут же таял снег. И явственней была слышна ночная канонада.
Впрочем, несмотря на негативные слова, Константин Паустовский бывал в клубе не один раз. Возможно, ему нравилось лицезреть начинающих поэтов. А может, он и сам выступал на сцене «ХЛАМа».
А вот о том, бывал ли в клубе Михаил Булгаков, до сих множество споров. И на это есть ряд причин.
Во-первых, Булгаков упоминал клуб в своём романе «Белая гвардия». Правда, есть некоторые отличия. В книге клуб назывался «Прахом». А его аббревиатура расшифровывалась как «поэты, режиссёры, артисты, художники». Из этого можно сделать вывод, что писатель посещал модное заведение того времени.
А во-вторых, есть и другая сторона. Михаил Булгаков не относил себя к творческой элите того времени. Да, он проявлял интерес к культуре. Однако, нельзя сказать, что писатель выступал со своими сочинениями на публике.
В любом случае, Михаил Булгаков точно застал этот клуб, даже если и не посещал его.
Читайте также: Михаил Кирпонос — генерал, который оборонял Киев
Жизнь Павла Германа очень тесно связана с Киевом, даже несмотря на то, что он родился в Каменце-Подольском. Он перебрался в Киев во время Первой мировой войны и именно здесь дебютировал, как поэт.
Павел Герман был активным участником клуба «ХЛАМ». В этот период он даже написал один из своих известных романсов:
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвётся нить,
Только раз в холодный зимний вечер
Мне так хочется любить!
Доподлинно неизвестно, пришла ли к нему муза во время очередного собрания, однако, нет сомнения, что клуб очень повлиял на его творчество.
К сожалению, «ХЛАМ» просуществовал всего чуть больше года, а после владелец решил его закрыть. Возможно, ему надоело кормить творцов дешёвой едой. А может, пьяная публика отвергала других потенциальных посетителей.
Однако, нет сомнений, что для многих начинающих творцов заведение стало отправной точкой. Ведь, безусловно, чтобы тебя узнали, нужно выступать со своим творчеством на публике. А клуб «ХЛАМ» это позволял.
Татьяна Шарапова
[…] […]
[…] у журналі «Літопис». У 1917 р. перервав заняття літературою, змінив безліч професій: був репортером, завідувачем […]