Эпидемия чумы в Киеве: как с ней боролись

15:03  |  11.12.2021

Наверное, одна из самых страшных эпидемий, с которой когда-то сталкивались жители Киева произошла 251 год назад – в 1770 году. Тогда Российская империя вела войну с Османской империей. Боевые столкновения проходили на землях современной Молдовы.

В тех местах и была замечена «моровая язва» или как ее называют, чума.  Передвижения войск лишь способствовали ее проникновению вглубь огромной Российской империи.

Жители Киева слышали об надвигающейся угрозе с Дуная, однако серьезно не беспокоились. И в конце августа 1770 года страшная болезнь пришла и в город. Как считают исследователи, ее привез с собой один из купцов, вернувшийся из дальней поездки в свой дом на Подоле. Признаки чумы распознали не сразу, а когда уже стало понятно, что за болезнь, было поздно: моровое поветрие охватило весь город.

Здоровые люди жили на Трухановом острове

Труханов остров

Заболевших отправляли в лазареты, где выздороветь в тесном и душном помещении было невозможно. Здоровых старались изолировать, выселяли их на лодках в карантинную зону — специально построенные шалаши на Трухановом острове.

Увидев такой поворот событий, городские чиновники переселились на свои загородные имения. Они поступили разумно, и не только из соображений безопасности. Строгий карантин горожанам надоело терпеть, даже перед страшной эпидемией.

Один из современников вспоминал, что народу не нравились меры предосторожности, особенно были недовольны отправкой здоровых людей на остров. Но толку от этого протеста было немного.

И все же в царской администрации нашлись разумные люди, которые связались с Петербургом. Из Святейшего Синода прибыло распоряжение духовенству отдаленного Кирилловского монастыря выделить жителям города помещения, где можно было переждать эпидемию.

И очень вовремя, так как на Днепре из-за холодов прекращалось судоходство, так что Труханов остров мог быть до весны отрезан от города.

В городе работали такие известные врачи как Иван Полетика, Даниил Самойлович, но их работа приносила мало результата. Количество заболевших чумой неуклонно продолжало расти. Никто не знал, что с ними будет завтра.

Читайте также: 10 интересных фактов о киевском музее-тюрьме «‎Косой капонир»

В Михайловском монастыре заболевших не было

Михайловский монастырь

Особенно сильно пострадал монастырь при Софийском соборе, потерявший от болезни более ста монахов и певчих. С другой стороны, в находящемся недалеко Михайловском монастыре никто не заболел.

Это объяснялось бдительностью монахов: как только началась эпидемия, монастырь перестал контактировать с внешним миром. Благодаря собственным колодцам и большому запасу продовольствия Михайловской обители удалось спокойно пережить опасность.

Наступила зима 1770—1771 годов, с наступлением морозов количество зараженных начало уменьшаться. Но, как происходило и в наше время при эпидемии COVID-19, именно в этот период власти вводили самые жесткие ограничения, которые необходимо было начинать намного раньше.

В украинские земли по личному указанию российской императрицы Екатерины II прибыл российский десант под командой майора Шипова. Прибыв в  Киев,  майор тут же устроил локдаун. Он организовал границы для всех проезжих, задерживал их и при малейшем подозрении отбирал багаж и сжигал его. Однако такие решительные меры были запоздалыми. Случаи заражения чумой выявлялись уже в Москве.

Стоит отметить, что в таких обстоятельствах власти города не всегда вели себя разумно. Один из находившихся в Киеве военнопленных турецких офицеров заявил губернатору Федору Глебову, что знает надежное средство одолеть чуму. Губернатор разрешил действовать, на что офицер потребовал повесить на колокольнях церквей шесты с записками на турецком языке, которые сам написал.

Записки, как позднее оказалось, призывали пророка Мухаммеда помиловать христиан. Это очень возмутило православных священников, ведь больных не уменьшилось, а хитрый турок исчез.

Даже в этих условиях врачи старались спасти человеческие жизни. Тогда во всех дворах были разведены костры из чистых дров, чтобы все кто входил и выходил окуривали себя дымом. В домах применялся такой метод: клали на сковороду кирпич, раскаляли его и поливали уксусом.

Уксусом же обтирали тело, кроме умывания водой. Вместо антисептика применяли также камфору (тогда она называлась «конфора»), хотя это средство, тогда дефицитное,добыть было тяжело. Богатые люди камфору носили под одеждой, а раствором камфоры в водке обтирали лицо и голову.

Врачи тех времен советовали употреблять в пищу свеклу, кислую капусту, гречневую кашу. Как потогонное средство пили воду с уксусом. Хотя, по воспоминаниям Данилы Слюсарского, писаря Киевского магистрата, который пережил трагедию, выходя на улицу люди выпивали по рюмке водки и закусывали хлебом , иногда с чесноком.

Как это прискорбно не звучало, причиной быстрого распространения моровой язвы в Киеве оказалась самая простая человеческая жадность. Для того, чтобы защититься от заразы,  вещи, которые были в использовании у больных, необходимо было сжигать. Но люди, которые мало представляли что такое санитария и профилактика, не понимали, да и не спешили уничтожать свое нажитое добро. Они вывозили из города зараженные пожитки, а вместе с ними и опасные микробы.

Очень много нарушений было на тесном и многолюдном Подоле. Местные жители поняли, что если среди них будут обнаружены заболевшие, то вещи будут сожжены. Чтобы этого не случилось, жители прибегали к хитростям, которые имели плачевный исход. Они стали прятать больных; мертвых же тайно хоронили на дворе и в садах, или ночью от 10 до 20 мертвых тел выбрасывали на улицу перед чужими дворами, чтобы скрыть заразу в своем доме.

Солдаты военного гарнизона вместе с горожанами растаскивали, где что плохо лежало, не понимая, что тем подвергают себя риску. Мало того, даже помощник коменданта города майор Раевский, мародерничал, набивая сундуки чужими вещами. Его преступление хоть и было обнаружено, однако для Раевского дело кончилось только строгим выговором и сожжением отобранных вещей. А между тем халатность привела к тяжким последствиям: весной 1771 года в Киеве повторились случаи заражения чумой.

Читайте также: За сто років до «ленінопаду»: як кияни демонтували пам’ятник Столипіну

Для больных использовали здание в котором сейчас Верховный суд Украины

Кловский дворец (сейчас здание Верховного суда Украины)

Масштаб бедствия был ужасающий, для чумных госпиталей не хватало обычных медицинских помещений. Для этого пришлось использовать даже Кловский дворец на Липках — помещение, принадлежавшее Киево-Печерской лавре и предназначенное для приема высочайших особ (сейчас в нем находится Верховный суд Украины).

Умерших от чумы хоронили где придется. Когда моровая язва пошла на спад, врачи предложили как бороться с последствиями болезни: свежие могилы покрывались высоким слоем земли; дома, в которых хозяева умерли от болезни, сжигались, другие усиленно окуривались.

Уже в наши дни появляются версии, что на некоторых участках, которые свободны сейчас, находятся захоронения умерших от чумы. Так совпало, что застройщики хотели начинать здесь строительные работы, которые после протестов жителей близлежащих домов были свернуты.

Быть может в земле и сейчас находится такая биологическая бомба, однако, если власти закрывают глаза на такие протесты жителей, то вскоре на местах предполагаемых захоронений может появится элитная многоэтажка. Будем надеяться, что такая страшная болезнь никогда не повторится. И эпидемия нынешнего коронавируса тоже скоро закончится. Всем здоровья.

Михаил Житный

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: