Советский физик, академик Анатолий Петрович Александров, детство и молодость которого прошли в украинской столице, являлся одним из ключевых фигур советской ядерной программы. Список его наград впечатляет: трижды Герой Социалистического Труда, награжден девятью орденами Ленина, лауреат четырех Сталинских, Ленинской и Государственной премий.
В грозные годы Великой Отечественной войны Анатолий Александров вместе с Игорем Курчатовым создали оборудование по размагничиванию кораблей, что позволило защитить флот от немецких подводных мин. В мирное время благодаря Анатолию Петровичу советские подводные лодки и ледоколы стали оборудовать ядерными установками.
Родился будущий ученый 31 января (13 февраля) в городе Тараща Киевской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Отец –Петр Павлович занимал должность мирового судьи. В дореволюционные времена людей занимающих эту профессию уважали за честность и неподкупность. Маленький Толя почти не помнил маму – Эллу Эдуардовну Александрову. Она умерла, когда ему было три года.
После смерти матери воспитывать детей начала бабушка Анна Карловна.
По- русски она говорила тяжело, ведь ее родным языком был немецкий. Естественно, что маленький Толя, его старшие брат Боря и сестра Валерия владели немецким идеально. В доме также разговаривали на украинском и русском языках. Отметим, что со временем Толя выучил и английский язык.
Валерия училась в Лютеранской гимназии, а Толя и Борис – в Киевском реальном училище. Летом семья собиралась на хуторе Млынок, который недалеко от станции Фастов.
Училище Толя окончил в 1918 году, в самый разгар Гражданской войны, когда Киев контролировали немецкие войска. Потом, когда немецкие войска покинули город он оказался в Белой гвардии. Произошло это случайным образом: Толя со своим приятелем возвращались в Киев с дачи.
Читайте также: Убийство Петра Столыпина в Киеве
На железнодорожной станции в Фастове знакомый офицер сообщил, что в украинскую столицу вошли красноармейцы, и если ребята патриоты страны, то должны ехать на юг, вступать в ряды Белой гвардии. Так юноша оказался в Крыму, воевал в Русской армии барона Врангеля, был награжден тремя георгиевскими крестами.
Когда Крым был занят частями Красной армии, Анатолий Петрович оказался среди нескольких тысяч пленных солдат и офицеров. Ему чудом удалось уцелеть. Группа арестованных военных, в которой он находился, была закрыта под замок, их вызывали по одному, а затем расстреливали. Так дошла очередь и до Анатолия Александрова. Однако, женщина-комиссар, которая записывала фамилии, пожалела его, высокого, красивого и молоденького юношу. Она показала взглядом, на одну из дверей. Так Анатолию Петровичу удалось выжить, а позднее и сбежать с полуострова.
Читайте также: Контрактовая ярмарка, «махновщина» и медведи в упряжке: короткая история киевского цирка
Вернувшись в родной Киев Анатолий Александров устроился учителем физики в школу, хотя на несколько дней был старше учеников.
В школе платили мало, плюс страна только поднималась из руин Гражданской войны, поэтому Анатолий Александров вместе со своими друзьями зарабатывал на жизнь: читал лекции по физике и химии, организовал электротехническое бюро, что позволило брать заказы на ремонт лифтов и электропроводки в домах. На заработанные деньги купили шлюпку, катались по Днепру.
Однажды вместе с другом Борисом Кочановским Анатолий Александров купил лодку-плоскодонку, чтобы отправиться на ней к знаменитым Днепровским порогам. Днепрогэс тогда только строился, и пороги еще не были затоплены. Однако, лодка попала в мощнейший поток, ее понесло к водопаду.
К счастью он был невысоким. Его удалось пройти , однако вещи смыло, а в лодку стала поступать вода. Это было опасно, так как Борис не умел плавать. Он лег на дне лодки, крепко ухватившись рукой за одну из уключин, а Анатолий прыгнул в воду и толкал лодку. С большим трудом они причалили к небольшому островку.
В 1924 году Анатолий Петрович поступил на физико-математический факультет Киевского государственного университета. Ему было тяжело совмещать работу в школе и учебу, поэтому он сам изучил вузовскую программу и сдал экзамены за все курсы. После получения диплома молодого человека направили в военные лагеря. Там он подружился с другим выпускником — будущим академиком Владимиром Тучкевичем, который помог ему стать сотрудником Радиевого института.
Через некоторое время по поручению известного физика Абрама Иоффе к ним из Ленинграда приезжали молодые коллеги: сначала Николай Семенов (станет крупным ученым), а затем будущий создатель советской атомной бомбы Игорь Курчатов. Иоффе попросил их узнать, какие исследования проводятся в украинской столице. Это закончилось тем, что группа, в которую входил Анатолий Александров перешла в Ленинградский физико-технический институт, которым руководил Иоффе.
Киевлян разместили в Доме ученых — он находился в бывшем дворце дяди императора Николая II великого князя Владимира Александровича. Несколько кроватей, в том числе Анатолия Петровича, стояли в кабинете великого князя. Во дворце было холодно —не было отопления. По ночам бегали крысы. С питанием дела были тоже плохие. Отметим, быт не сильно беспокоил Анатолия Александрова, ведь он с утра до позднего вечера находился в лаборатории.
Читайте также: Как изменилась киевская ВДНХ за 60 лет
Перед началом Великой Отечественной войны совместно с Игорем Курчатовым и Владимиром Тучкевичем разработал метод защиты кораблей от магнитных мин (испытания проходили на линкоре «Марат» в октябре 1938 года, акт приёмки работ был подписан 18 июня 1941 года), затем успешно применявшийся на советском флоте (при обороне Севастополя, во время блокады Ленинграда, на Волге в 1942 году, на Балтике, на Северном флоте) и на гражданских судах.
С 1943 года Александров участвовал в создании атомного оружия. Стал заместителем Курчатова, а после его смерти директором института.
По инициативе Александрова и при его участии были разработаны и построены судовые энергетические установки для атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь».
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года стала личной трагедией для Александрова.
Скончался Анатолий Петрович Александров 3 февраля 1994 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.
Михаил Житный
[…] Читайте также: Выдающиеся киевляне: академик Анатолий Александров […]
[…] з міркувань безпеки, щоб не допустити потрапляння секретів до СРСР. Але вже згодом, після того, як Теллер зайнявся […]