В шумном мегаполисе Киеве есть и тихие уютные места, где можно отдохнуть душой. Одно из них расположено возле киевской телевышки. Это звучит странно, но обрести душевный покой и вкусить дух старого Киева можно на старом Лукьяновском кладбище.
Оно давно закрыто для захоронения, поэтому находясь там не ощущаешь скорби и тревоги. Ухоженные аллеи и старинные надгробья окунают в историю двух прошлых веков, заставляя забыть о мирской суете и поразмышлять о вечном.
Государственный историко-мемориальный Лукьяновский заповедник является одним из старейших киевских некрополей. Это кладбище было взято под охрану государства в 1994 году с целью сохранения уникальных могил и надгробных памятников.
Основанное в конце ХІХ века, кладбище было свидетелем войн, репрессии и революций. Земля одинаково принимала красных и белых, христиан и атеистов, католиков и православных, богатых и бедных. Тут обрели вечный покой дворяне и представители королевских кровей.
Первые захоронения появились на Лукьяновском кладбище в 1871 году. Первыми, кто здесь упокоился были малоимущие пациенты городской больницы. С 1898 года кладбище стало центральным городским, и здесь начали хоронить известных людей, представителей знатных родов.
В 1911 году на кладбище возвели храм — деревянную церковь Святой Великомученицы Екатерины. Деньги на строительство выделил полковник Иван Мирович. Таким образом он хотел почтить память своей покойной супруги Екатерины Викентьевны, которую очень любил.
Начиная с 1915 года на кладбище разрешили хоронить представителей католического вероисповедания, которых в Киеве было довольно много. На Лукьяновском кладбище начали появляться польские фамильные склепы.
Читайте также: Восемь легенд Дарницы: трипольские находки и бравый солдат Швейк
С началом революционных событий в Российской империи руководство Лукьяновского кладбища стало “тесно сотрудничать” с находящейся рядом Лукьяновской тюрьмой. Именно тогда на территории кладбища начали появляться тайные братские могилы расстрелянных и замученных в тюрьме политзаключенных.
Пик репрессий пришелся на 20-30 гг. ХХ столетия. НКВД подбирал административный и технический персонал кладбища. Работники Лукьяновского кладбища знали и покрывали преступления большевиков.
Массовые захоронения производились ночами. Накануне, работникам кладбища поступало распоряжение выкопать большие ямы. Работали быстро, чтоб успеть до полуночи. Под покровом ночи грузовики привозили страшный груз. Тела жертв сбрасывали в подготовленные ямы и поспешно забрасывали землей.
Со временем и самих копателей ждала та же участь, поскольку оставлять в живых свидетелей своих преступлений НКВД не собирался. Точное количество жертв и их имена до сих пор неизвестны, так как их, как и места массовых захоронений, никто не регистрировал.
Согласно самым скромным подсчетам число жертв красного террора, тайно захороненных на Лукьяновке может достигать 25-30 тысяч человек. Братские могилы тщательно маскировали. Есть предположение, что большая их часть находится на главной аллее, под асфальтом.
Еще одно “удобное место” располагалось вдоль стены, которая тянулась от улицы Кагатной (Семьи Хохловых) до улицы Дегтяревской. Это была самая ближняя к Лукьяновской тюрьме точка.
После окончания Второй мировой войны именно этот участок кладбища был отрезан под застройку, и сегодня на костях замордованных “врагов народа” стоит шестиэтажное здание с хоздвором и гаражами.
После того, как были рассекречены архивные документы НКВД, исследователи смогли предположить, что в земле Лукьяновского кладбища лежат останки выдающегося художника Михаила Бойчука, митрополита УАПЦ Василия Лепкивского, эрцгерцога австрийского, украинофила Вильгельма Габсбурга и многих других невинных жертв коммунистического режима. Нам остается надеяться на то, что со временем все они будут идентифицированы и с надлежащими почестями перезахоронены.
По количеству захоронений выдающихся личностей Лукьяновское кладбище уникально. Здесь покоится прах Владимира Орловского — живописца, академика Петербургской академии искусств;
Федора Кричевского — художника-модерниста, первого ректора Украинской академии искусств;
Николая Пимоненко — жанрового живописца, художника-передвижника;
Александра Мурашко — одного из основателей Товарищества киевских художников.
Здесь были похоронены:
знаменитый летчик, автор “мертвой петли” штабс-капитан Петр Нестеров;
врач-терапевт Николай Стражеско, имя которого носит Институт кардиологии в Киеве;
известный ботаник Александр Фомин, именем которого назван ботанический сад в центре города;
первый ректор Киевской консерватории, пианист Владимир Пухальский.
Здесь обрела вечный покой ученица Ференца Листа и муза Михаила Врубеля, красавица Эмилия Прахова. Эту женщину художник безответно любил. Именно ее образ Врубель воплощал в своих картинах. Глазами Эмилии Праховой смотрит на нас Богородица с иконостаса Кирилловской церкви.
Мало кто знает, что именно на этом кладбище находится скромная и ничем не приметная могила матери первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущова — Ксении Ивановны, умершей в 1945 году.
Здесь захоронен отец легендарного исследователя Севера Отто Шмидта.
Николай Харито — поэт и композитор, автор популярного романса “Отцвели уж давно хризантемы в саду” также покоится на Лукьяновке.
Читайте также: Шестнадцать тайн киевского метро
В середине ХХ века на Лукьяновское кладбище была перенесена могила принцессы Ольденбургской, великой княгини Александры Романовой. Она была супругой брата Российского императора Александра ІІ и двоюродной бабкой последнего царя Николая ІІ.
Ее жизненный путь вызывает восхищение. Еще в Петербурге она начала заниматься благотворительностью. Переехав в Киев, решила за собственные деньги основать женский Покровский монастырь. После кончины мужа совершила тайный монашеский постриг под именем Анастасии, о чем стало известно уже после ее смерти в 1900 году.
Покровская обитель была центром благотворительности всего Киева. На территории монастыря размещалась безоплатная амбулатория с аптекой, принимавшая до 500 больных в день и оборудованная самыми современными, по тем временам, средствами диагностики и лечения. Больница была оснащена первым и единственным в городе дорогостоящим рентгеновским аппаратом, а медицинскую помощь пациентам оказывали лучшие врачи Киева.
Настоятельница организовала также приходскую школу для девочек, приюты для вдов и сирот. Монастырь был родным домом для незрячих и неизлечимо больных женщин. Великая княгиня трудилась как сестра милосердия наравне с рядовыми монахинями — обрабатывала раны, кормила и утешала страждущих.
В 2009 году православная церковь канонизировала игуменью Анастасию как святую. На ее могиле стоит простой деревянный крест.
На кладбище находится могила 13-ти летнего мальчика Андрея Ющинского — жертвы ритуального убийства, совершенного в Киеве в 1911 году, из-за которого разгорелся скандал, известный как “Дело Бейлиса”.
Резонанс дела был настолько громким, что на защиту оклеветанного Менделя Бейлиса стали все прогрессивные умы того времени: Владимир Вернадский, Михаил Грушевский, Александр Блок, Максим Горький, Александр Куприн, Владимир Мережковский, Зинаида Гиппиус и другие.
В 2017 году на Лукьяновском кладбище были торжественно перезахоронены останки выдающегося украинского поэта Олександра Олеся.
Он умер в Праге в 1944 году, вскоре после известия о гибели своего сына Олега Ольжича, замученного в концлагере Заксенхаузен. Могила Олеся и его супруги долгие годы находилась на Ольшанском кладбище Праги.
Когда истек срок земельной аренды, тела супружеской четы были эксгумированы. Это события вызвали возмущение украинской интеллигенции и чуть не привело к международному скандалу. После переговоров с чешской стороной, Украина получила право на перезахоронение.
Прах Олександра Олеся был предан земле после панихиды во Владимирском соборе Киева. Так поэт вернулся на родину.
Среди множества примечательных надгробий есть один интересный памятник в виде раздвоенного креста. Его очертания напоминают два людских силуэта. Этот крест установлен на могиле участников боя под Крутами, молодых ребят Владимира Наумовича и Владимира Шульгина. Им было по 24 года. Перед смертью друзья крепко обняли друг друга, и их тела застыли в этих объятьях. Героев так и похоронили — в одной могиле.
История Лукьяновского кладбища невероятно интересна и до конца еще не написана. Многие его тайны только предстоит разгадать. Этот украинский некрополь можно назвать музеем под открытым небом.
Читайте также: Тропики, шахта и “Слуга народа”: десять тайн столичного ВДНХ
Сюда стоит прийти, чтобы почтить память давно умерших соотечественников, вкусить неповторимую атмосферу старины и поразмышлять о том, что наша жизнь — всего лишь миг в сравнении с вечностью.
Катерина Шевчук
[…] […]
На этом кладбище очень много красивых надгробий
Сколько раз там бывал, а могилы Хрущовой не видел. Интересно будет поискать…
[…] […]
[…] […]
[…] Світогляд М. Стасюка формувався в основному під впливом соціалістичних тенденцій в українському визвольному русі. Свого часу він належав до Революційної Української Партії (РУП), але потім відійшов від партійної роботи і лише у 1917 році став членом партії українських есерів. […]