Солист киевского театра оперы и балета – великий Борис Гмыря

05:38  |  30.12.2021

118 лет назад, 23 июля (5 августа) 1903 года родился украинский советский камерный и оперный певец(бас) Борис Романович Гмыря. Он любил и уважал страну в которой родился и вырос, столицу, которой отдал 18 лет творчества, прославлял ее на весь мир украинскими песнями и романсами.

Такие песни как «Думи мої, думи», «Дивлюсь я на небо», «Реве та стогне Дніпр широкий», «Повій вітре на Вкраїну», «Ніч яка місячна, зоряна, ясная» приводили и сейчас приводят слушателя в восторг.

Родился в крайней нищете

Борис Гмыря

Борис Романович Гмыря родился в городе Лебедин (сейчас Сумская область). Семья была так бедна, что даже хлеб делили между домочадцами нитью. С раннего детства мальчик зарабатывал на хлеб работая, где придется.

Его отец Роман Константинович шил кожухи, жил тяжелой крестьянской жизнью и умер от голода в 1933 году. Мать — Анна Федоровна была батрачкой.

Что только она не делала: и работала на богатых, зажиточных людей, и вязала носки, перчатки, свитера. Она сумела выжить в 1933 году благодаря литру молока, который вовремя принес ее сын.

Позднее о своем детстве Борис Гмыря вспоминал так: «помню разговор с отцом после окончания церковно-приходской школы.

– Я очень хочу учиться. Отдай меня хотя бы в городское училище, о гимназии я уже не прошу! И на это отец печально ответил:

– Я бы рад отдать тебя. Но ведь для этого нужна форма. А мой заработок – одиннадцать рублей в месяц».

Особенно теплые и нежные слова Борис Гмыря посвятил своей матери. О ней он отзывался так: «неграмотная на склоне лет – грамоте она научилась уже у меня, – прирожденный педагог, мать сумела воспитать во мне те качества, которые нужны художнику творцу: наблюдательность, душевную нежность и умение по-настоящему любить людей и все их боли, переживания, ценить природу и, как говорится, ощущать запах земли.

Она с детства привила мне уважение к старшим, вообще к людям, и все это не строгостью, а любовью, искренностью».

Читайте также :Знаменитые киевляне: художник-карикатурист Борис Ефимов

Учился в Харьковском инженерно-строительном институте

 

Борис Гмыря

Трудовая деятельность Бориса Романовича началась с работы грузчиком в Севастополе, а затем матросом на торговом флоте. В 1930 году молодой человек успешно сдал вступительные экзамены, стал студентом Харьковского инженерно-строительного института, который с отличием окончил в 1935 году.

Еще студентом, проходя практику на Луганстрое (масштабной реконструкции Луганского паровозостроительного завода), предложил собственную конструкцию шарнирного фартука для подмостка при бетономешалке, что позволило цеху сэкономить почти 1400 рублей.

Итогом этого стало получение премии согласно правилам тех лет.

Аттестат о среднем образовании Борис Гмыря сумел получить лишь в 27 лет. Убогие домики родного Лебедина разбудили в нем стремление строить для людей светлое и уютное жилье. Еще маленьким мальчиком он любовался ими через заборы панских усадеб, очарованный звуками музыки, часто лившейся оттуда.

Читайте также: Ожоговый центр и психиатрическая больница: топ-7 заброшенных больниц Киева

Учился в двух вузах одновременно

Борис Гмыря

На четвертом курсе института молодого человека приглашают на прослушивание в консерваторию. По личному распоряжению тогдашнего наркома образования Николая Скрипника Гмыря, как исключение, получает право учиться в двух вузах одновременно, которые и закончил с отличием.

По окончании строительного института Борису Романовичу предложили остаться для дальнейшего обучения в аспирантуре. Однако проучившись год в аспирантуре (где уже опубликовал научную статью), Гмыря покинул строительный институт и полностью отдал себя музыке.

На третьем курсе консерватории студент Гмыря был приглашен на ведущие роли в Харьковский театр оперы, где он и работал до ее окончания.

А там его опекал талантливый педагог, профессор Павел Голубев. Борис Романович Гмыря вспоминал об этом так: «профессор Павел Васильевич Голубев попросил меня спеть несколько упражнений.

— Как, батенька, вы нот не знаете?.. Голос у вас есть, и превосходный, но не поздно ли учиться? Ведь вам уже тридцать первый год пошел! А все-таки попробуем… Будущее покажет, сможете ли вы стать певцом. Но институт следует закончить, специальность инженера не помешает».

В 1939 году Гмыря участвует во Всесоюзном конкурсе, на котором среди 77 певцов из Украины, Белоруссии, России, Грузии, Азербайджана становится лауреатом и вместе с грузином Давидом Гамрекели получает вторую премию (первая не присуждена никому).

После чего получает приглашение на работу в Большом театре СССР, Ленинградском и Минском оперных театрах.

Все предложения Гмыря отклонил, поскольку не представлял своей деятельности за пределами Украины.

Большую часть своей жизни он посвятил украинской столице . 18 лет – с 1939 по 1957 годы он был солистом Киевского театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко.

Читайте также: Украинский Жюль Верн: фантастические миры Владимира Владко

Во время войны был в оккупации

Борис Гмыря

В 1941 году Борису Гмыре было присвоено звание «Заслуженный артист УССР». А потом началась  война. О сложившейся ситуации свидетельствуют дневники певца.

«Концерт на радио не допел из-за бомбардировок Харькова. Первая бомбардировка Харькова.

7.IХ. 1941.Концерт на радио из-за тревоги не пел.

8.IX.1941.Концерт в госпитале. До конца месяца концерты для воинских частей.

6.Х.1941.Открыт концерт в театре Шевченко (во время бомбежки). Направляются в Тифлис.

10.Х. 1941.Ездил на вокзал с вещами, но опоздал на поезд. Вернулись.

13.Х. 1941.Заболел, порвал связки, когда паковал вещи.

14.Х. 1941.Скорая помощь увозит в рентгенинститут. Кладут в палату.

16.Х. 1941.Лежу в рентгенинституте.

24.Х. 1941.Харьков заняли немцы».

Так Борис Романович Гмыря оказался против своей воли в фашистской оккупации. Отметим, что значительную долю вины за это следует возложить на начальника управления по делам искусств при СНК УССР Николая Компанийца.

Именно тогда, когда Борис Романович Гмыря был в тяжелом состоянии, повредил связки спины, сам чиновник фактически скрылся вместо того, чтобы позаботиться об эвакуации в тыл известных деятелей культуры. После улучшения здоровья артист был вынужден работать в условиях оккупации.

К концу жизни завистники и интриганы, в том числе из числа его коллег, упрекали Бориса Гмырю в том, что он, находясь в оккупации, пел для немцев и лично для Адольфа Гитлера.

Архивные документы свидетельствуют, что Гмыря не только не пел Гитлеру, но и никогда в те времена не был в Виннице.

Но немецкие специалисты из Вермахта приезжали прослушивать Гмырю, о чем свидетельствует справка, выданная ему немецкой местной комендатурой 23 марта 1944: «Украинский певец Киевской государственной оперы Борис Гмыря с октября 1943 года по настоящее время работает в Каменец-Подольском городском театре, организованном для обслуживания вермахта.

По оценке специалистов вермахта господин Гмыря является величайшим российским басом до сих пор. Он обладает очень редким голосом, который, при его могуществе, способен к тончайшим нюансам. Особо необходимо подчеркнуть чрезвычайно душевную интерпретацию созданных Гмырей оперных партий, а также исполняемых им произведений немецких и русских композиторов. Талант Гмыри и его высокая культура заслуживают всяческой поддержки и он, как певец, желателен повсюду».

И это все, что связано с вермахтом и Гитлером.

В 1951 году на декаде украинского искусства в Москве, Иосиф Сталин спросил, к какому званию Украина представляет Бориса Гмырю. После чего сказал: «Вот видишь, Никита, теперь будет петь нам» и перечеркнул звание «народный артист УССР», написав «Народный артист СССР».

Между прочим, украинская правительственная делегация одновременно с представлением на присвоение звания народного артиста УССР привезла и ордер на арест Б. Гмыри. Но после решения «отца народов» необходимость в нем отпала.

Читайте также: Знаменитые киевляне: военный лётчик Василий Дончук

Был награжден Сталинской премией и квартирой в Пассаже

 

Борис Гмыря

В 1952 году певцу была присуждена Сталинская премия. Кроме этого была предоставлена роскошная квартира в Пассаже, рядом с Крещатиком.

1 августа 1969 года в 14:30 дома в своем кабинете на диване Борис Романович Гмыря лежал и читал книгу. Его сердце остановилось так внезапно, что жена Вера Августовна не могла прийти в себя, не в силах поверить в случившиеся. Буквально за 2 минуты, которые прошли, пока она пошла на кухню и вернулась – артиста уже не стало.

Последние его слова были: – «Если не достанем коньяка, пусть будет водка с перцем».

Речь шла о праздновании 66-летия Бориса Романовича 5 августа, которое они обсуждали. Вместо этого 4 августа – за день до его дня рождения, состоялись похороны на Байковом кладбище.

Широкое признание Борис Романович Гмыря получил в России – Ленинграде. Здесь было создано общество почитателей искусства Гмыри под коротким, но красноречивым названием «Гмыристы». Его боготворили москвичи, где тоже было общество подобно ленинградскому имени «Гмыряне».

Да, к большому сожалению, в России Борис Романович имел все то, чего не имел у себя дома в Украине. В России слушали его волшебный голос – видели его человеком высокой морали. Когда он в Ленинграде исполнял «Монолог о Тане» Константина Данькевича, «Бухенвальдский набат» Вано Мурадели или «Полководец» Модеста Мусоргского зрители всегда слушали стоя и плача. Для них Гмыря – это был и Бог пения и эталон человеческого достоинства и высокой нравственной чистоты.

Михаил Житный

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: