Татаркой в столице называют район между Лукьяновкой и Подолом, расположенный на одном из семи киевских холмов. Свое название район получил в 19 веке благодаря первым поселенцам – небогатым татарским семьям. Они занимались мыловарением и торговлей. Рассказываем о том, какие тайны скрывает Татарка и чем она прославилась на весь мир.
По легенде, три брата – Кий, Щек и Хорив основали на киевских холмах города. Небольшой городок Хорива был на горе Юрковице, где как раз расположена Татарка. В 1962 году археологи нашли на Татарке языческое кладбище и древние укрепления. Ученые предположили, что древние жители этих мест погибли после нашествия монголо-татар.
По иронии судьбы, именно татары и возродили здесь жизнь в средине 19 века. Сначала здесь поселилось примерно 60 татарских семей. Затем район на холме облюбовали жители Подола и Оболони, у которых постоянно случались наводнения, из-за чего они старались перебираться повыше. В то время якобы некий Антифьев за взятки раздавал на нынешней Татарке земли. Поэтому район параллельно называли Антифьевкой.
Первые дома на Татарке строили небогатые люди. Им разрешали возводить только деревянные дома. А воду на Татарку провели только в 1920 году.
Читайте также: Бандитский Киев: кто управлял столицей в 90-х
Интересно, что еще с дореволюционных времен Татарка считалась бандитским районом. Страх наводили узенькие глухие улочки, заканчивающиеся тупиками. Ходить по ним было небезопасно. И только в 1970-м году была проведена капитальная реконструкция Татарки: упорядочили дороги и положили асфальт, снесли старые деревянные дома и построили новые многоэтажки.
Основным занятием местных татар было мыловарение. Они делали мыло и продавали его в Киеве и близлежащих селах.
Позже у татар появился еще один бизнес: они ходили по дворам и скупали старые вещи, затем чинили их, стирали и продавали. Таких бизнесменов называли «старьевщиками». Когда они ходили по дворам в поисках старья, то выкрикивали: «Шурум-бурум, старье скупаю!». Поэтому рынок на Татарке называли «Шурум-бурум». Он располагался на улице Лукьяновской, в окрестностях современной мечети. Тогда это место не было престижным, ведь в 19 веке все улицы делились на четыре разряда. К первому относились главные улицы, ко второму – второстепенные, к третьему – менее важные, а к четвертому – все остальные. Улица Лукьяновская как раз принадлежала ко «всем остальным».
Читайте также: Подарок с того света: история Бессарабского рынка Киева
Рынок «Шурум-бурум» работал до 1940 года. Здесь торговали не только сэконд-хендом. Тут можно было купить ткани, восточные сладости, конину, пирожки с мясом, манты, а также изделия из кожи.
К слову, у «подножия» Татарки археологи обнаружили известную во всем мире Кирилловскую стоянку. Сейчас жилище из костей мамонта, которое там нашли, находится в Киевском музее природоведения.
В общем же, во время раскопок нашли кости 60 мамонтов, носорогов, пещерных медведей и львов.
Эта скрытая от посторонних глаз церковь на Татарке расположена в историческом Мыльном переулке. Хотя сейчас на картах значится, что Николо-Иорданская церковь находится на улице Кирилловской. Раньше на месте храма были знаменитые татарские мыловарни и они как раз находились на Мыльном переулке. Он состоит из двух частей, обе берут начало у Кирилловской улицы, вьются вверх и обрываются, а соединяет их только тропинка.
Николо-Иорданская церковь совсем маленькая, но, не смотря на это здесь есть открытый источник и крытая купель. Однако это уже новый храм, который построили недалеко от первого Иорданского деревянного, который сгорел. Название храма киевляне сохранили по привычке.
По легенде однажды один киевлянин отправился помолиться Богу в Палестину. Там он случайно уронил в реку Иордан серебряный ковш. Когда он вернулся домой, то выловил тот самый ковш в водоеме возле улицы Плоской – сейчас это Кирилловская. Недалеко от нее на Мыльном переулке и соорудили церковь.
На Татарке всегда жило много мусульман. На конец 19 века их проживало почти 2 тысячи, не менее 1% населения Киева. Поэтому 3 октября 1897 года в доме №5 по улице Черный Яр, которую позже переименовали в Мирную, открыли первый молитвенный дом для мусульман. Это было двухэтажное деревянное жилое здание, в котором три квартиры на втором этаже превратили в молитвенный зал. Богослужения проходили только по пятницам: с 12:30 до 13 часов, а также с 15.00 до 17.00.
Очень скоро молитвенный дом стал тесным, ведь количество мусульман постоянно увеличивалось – надо было строить полноценную мечеть. И городские власти выделили землю под строительство по улице Гоголевской, 29.
Проект мечети на 800 верующих заказали инженеру Виокритову. Когда в октябре 1913 года киевский губернатор Николай Суковкин торжественно заложил первый камень в фундамент мечети, проект инженера Виокритова без объяснения причин заменили на проект другого специалиста Кубелиева. Вскоре началась Первая мировая война и строительство отложили до лучших времен.
Мечеть начали строить в 1996 году на склоне горы Щекавица в исторической части Киева, которую историки относят к Татарке. На месте мечети раньше были дворы мусульман. Закончили строительство в 2000-м году. Это мечеть с минаретом, при ней работает духовное училище — медресе. Сама же мечеть рассчитала на 2000 верующих.
Когда весной 1911 года Михаил Грушевский приезжал в Киев, ему очень понравилась местность в районе Татарки и Лукьяновки. Он присмотрел себе участок на улице Довнар-Запольского, но этот участок выкупил военный. Однако Грушевскому настолько понравилась тихая и спокойная Татарка, что он поручил своему доверенному лицу Юрию Тищенко найти здесь свободный участок.
Вскоре Юрий Тищенко подобрал участок для Грушевского. Ученого больше всего волновала цена и чтобы не было никакого мошенничества. Поэтому Юрий Тищенко должен был все тщательно проверить перед покупкой. 16 мая 1911 года была подписана купчая на 12 тысяч рублей за участок в приблизительно 600 квадратных метров.
Читайте также: Байково кладбище: как хутор превратился в самый известный киевский некрополь
Участок оформили на жену Грушевского – Марию Сильвестровну. К сожалению, купчая не сохранилась, но о ней есть упоминание в описи документов 1914 года, когда ученого арестовали. Пожар в доме Грушевских в конце января 1918 года уничтожил этот документ.
По информации историков, Грушевские хотели построить на участке дачу, чтобы можно было в Киеве останавливаться в тихом и спокойном месте. Грушевский довольно часто называл себя «маньяком тишины». Однако на этом месте Грушевские так ничего и не построили.
Этот храм – одна из главных достопримечательностей Татарки. Его особенность в том, что это единственный деревянный храм в Киеве.
Интересно, что инициатором строительства церкви на Юрковице был настоятель другого храма – Константин Терлецкий. В 1896 году он убедил власти в необходимости построить церковь и школу при ней. Специальная комиссия выделила землю под строительство и поставила условие: построить церковь за три года.
Закончить строительство храма удалось почти за год. Прихожане церкви Байкова кладбища пожертвовали на строительство стройматериалы с недавно разобранной деревянной церкви и ее иконостаса. Поэтому уже в конце ноября 1897 году церковь освятили и назвали в честь киевского митрополита Макария.
Во времена советской власти башни церкви снесли, а восстановили только к празднованию тысячелетия крещения Руси.
Прославилась киевская Татарка во всем мире в связи с резонансным «делом Бейлиса». В марте 1911 года на Татарке в небольшой пещере нашли тело 12-летнего мальчика Андрея Ющинского. Труп был в одном нижнем белье в полусогнутом состоянии с раной на голове. Мальчик был учеником Киево-Софийского духовного училища.
Под давлением властей следствие начало трактовать уголовное дело как ритуальное убийство. Вскоре арестовали подозреваемого 37-летнего Менделя Бейлиса. Он был евреем, работал на кирпичном заводе недалеко от места, где было найдено тело погибшего. Жил Бейлис с женой и пятью детьми на Татарке.
Основанием для взятия Менделя Бейлиса под стражу стали показания фонарщика Казимира Шаховского. Он уверял, что убитого Андрея вместе с другом прогнал от обжиговых печей на кирпичном заводе мужчина с черной бородой. У Менделя Бейлиса как раз была черная борода.
Жена фонарщика Шаховского – Ульяна рассказала, что мужчина с черной бородой на глазах у всех поймал мальчика и затащил его в печь для обжига кирпича. Остальные «улики» были еще менее убедительны, ведь их собирали по крупицам путем подкупа и шантажа.
В итоге Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве Андрея Ющинского. В ночь на 22 июля 1911 года Бейлиса и его 9-летнего сына арестовали. Мальчика, правда, выпустили через три дня. Сам же Бейлис вышел на свободу 29 октября 1913-го, после вынесения судом оправдательного приговора.
Ни одного прямого доказательства виновности Бейлиса так и не нашли. Наоборот адвокаты подозреваемого смогли доказать, что в день убийства мужчина был на работе на виду у десятков людей. Бейлис был очень рад, что его оправдали и он снова сможет нормально жить со своей семьей. В первый же вечер после возвращения домой было принято решение о переезде. И вскоре Бейлисы покинули не только киевскую Татарку, а уехали за пределы Российской империи.
Яна Ходенко
[…] […]
[…] Читайте также: «Легенды киевской Татарки: базар «Шурум-Бурум» и «де… […]