Контрактовая ярмарка, «махновщина» и медведи в упряжке: короткая история киевского цирка

15:58  |  19.08.2021
цирк киев

Цирк любят дети и взрослые. Все с восхищением наблюдают за захватывающими трюками акробатов, смеются до слез над шутками клоунов и поражаются эффектным трюкам иллюзионистов. Киевское цирковое искусство ведет свою историю еще с 18 века. С чего же все началось?

Контрактовая ярмарка

контрактовая ярмарка
Издавна базары и ярмарки сопровождались веселыми выступлениями бродячих артистов. На Контрактовой площади в 1797 году начала работать знаменитая Контрактовая ярмарка. Раньше она располагалась в Дубно. Вот с этой самой ярмарки и пошла история цирка в Киеве.

Среди торговых рядов начали строить цирковые шатры. Купол был из брезента или бязи и поддерживался столбом посредине манежа. Вокруг манежа было несколько рядов деревянных лавок для богатых зрителей, а за ними «загон» — стоячие места для публики поскромнее.

Цирковое искусство получало все большую популярность, разрасталось, становилось более серьезным и официальным, чем аматорские выступления в шапито.

В 1830 году с разрешением губернатора Княжина в Киев приехала труппа артистов Ламберта, чтобы «представить вольтижирование, различные фейерверки, танцы на канате и другие по искусству его штуки».

В 60-х 19 века на Троицкой площади располагался балаган австрийца Венцеля Шлезака. Там работало 60 человек и 50 лошадей. Иностранные коллективы все чаще приезжали в Киев со своей концертной программой. Здесь побывали цирки Вернера, Гверры, Рио и другие.

Шато-де-Флеръ

шато де флер
На месте нынешнего стадиона «Динамо» в 1863 году располагалось знаменитое увеселительное заведение под названием «Шато-де-Флеръ» («Замок цветов»). Его владельцем был киевский садовник Карл Христиани.

Афиши «Шато-де-Флеръ» пестрели иностранными именами гимнастов, акробатов и иллюзионистов, выступавших здесь. Свои представления тут проводили клоуны Далло и Скотт, наездники мисс Маргариты Станлей и Готье и многие другие.

В 1865 году в этом саду выступал константинопольский коллектив «директора и почетного наездника Его Величества султана» – француза Луи Сулье. Вход был по карману далеко не всем – 1 рубль серебром за место в ложе-бенуар и в амфитеатре.

В 1869 году еще один временный цирк построил Жермен Бретон на Бессарабской площади. На первом представлении фурор вызвал клоун Литтль Виаль. Журналист писали восторженные отзывы: «Мы ничего подобного в Киеве еще не видели. Виаль неподражаем, этот человек обладает таким запасом комизма и юмора, что его хватило бы на сто человек».

Читайте также: Палац Потоцьких: перлина західних земель

Двухэтажный цирк

гиппо палас

В начале ХХ века на Печерске действовал цирк Крутикова «ГиппоПалас». Он был единственным в своем роде – состоял из двух этажей и вмещал более 2000 зрителей. Такого не было больше нигде в Европе. К сравнению, обычный цирк вмещал около 300-400 человек. В цирке выступали известные жонглеры, гимнасты, акробаты, фокусники.

Также в здании проводили чемпионаты по классической борьбе, ставили спектакли-пантомимы. Цирк существовал до революции, после артисты эмигрировали. Здание было разрушено с началом войны в 1941 году. Сейчас на месте цирка расположен кинотеатр «Украина».

Революционные годы

В годы революции и гражданской войны цирки Киева не прекращали работу. Требованием деникинцев, которые в 1919 году захватили город, было продолжение работы развлекательных заведений. Так новая власть пыталась сохранить внешнее спокойствие в обществе, привычный уклад жизни, как будто ничего не поменялось.

В 20-х годах в цирковых выступлениях, кроме трюков и фокусов, стали появляться устные выступления артистов. Больше всех публике запоминались номера воздушного гимнаста Доната Васильевича Старичкова под псевдонимом Донато. Даже во время самых сложных трюков под куполом цирка он разыгрывал сатирические сценки на злобу дня.

Цирк в СССР

махновщина

После установления советской власти в Киеве создали единственный в СССР Научный кабинет изучения циркового процесса. Это подразделение курировало работу цирков, репертуар и идеологию выступлений. В творческой мастерской под руководством М. Михельсона создавали литературный сценарий представлений, подбирали музыку, декорации, костюмы, реквизит для него.

Тогда пошла мода на грандиозные, монументальные спектакли-пантомимы исторической тематики – «Махновщина», «Бунтарь Кармелюк», «Черный пират». Это были технически сложные представления, они изображали эпичные сцены боев и погонь, чем и заслужили большую популярность у публики.

Вот как описывали постановку спектакля-пантомимы ее участники: «Махновщина» была в полном смысле слова массовым зрели­щем. Кроме пятнадцати-шестнадцати основных действующих лиц либретто предполагало еще не менее сотни персонажей: в мас­совых сценах должны были участвовать красноармейцы, крестья­не, махновцы, торговки, обыватели, лодочники, гармонисты, пля­суны.

Поэтому кроме всех основных сотрудников и клоунов цирка к участию в спектакле были привлечены физкультурники — гребцы, гимнасты, боксеры, фехтовальщики, артисты эстрады, балета и хора, студенты техникума сценического искусства и про­сто красноармейцы-кавалеристы».

После войны


В 1944 году всего через несколько месяцев после освобождения Киева, на улице Большой Васильковской начал работу цирк-шапито. Там выступали артисты довоенных времен — дрессировщики Владимир и Юрий Дуровы, клоун Карандаш, иллюзионист Эмиль Кио, братья-акробаты Яловые.

Однако маленькое помещение не могло вместить всех желающих попасть на представление. Поэтому вскоре на Трухановом острове открылась летняя площадка для цирковых номеров под открытым небом.

Читайте также: Как изменилась киевская ВДНХ за 60 лет

Медведи и цирк

медвежий цирк
19 августа 1950 года состоялось открытие нового здания цирка на углу улиц Красноармейской и Саксаганского. Здание нового цирка построили в рекордные сроки – потребовалось всего 2 месяца. В нем киевляне могли увидеть новое шоу – «медвежий цирк» Валентина Филатова. Дрессировщик выезжал на манеж на повозке, которую везли «рысаки»-медведи.

Филатов полностью отдавался себя работе в цирке. Он сам подбирал животных, дрессировал их, нередко жертвуя собственным здоровьем. Об этом рассказывал друг Филатова, Юрий Никулин.

«Когда он еще только начинал свой путь в цирке, на одной из репетиций громадный медведь подмял под себя дрессировщика. В результате у Филатова — смещение позвонков. Валентин Иванович долго лежал в больнице. И хотя врачи подняли его, травма время от времени давала о себе знать.

Иногда у Филатова возникали сильные приступы боли. Так случилось перед премьерой в Запорожье. Накануне он с трудом поднялся с постели, не мог ходить. Дирекция цирка, узнав о болезни артиста, забеспокоилась. Билеты-то проданы за месяц вперед, все, конечно, хотят увидеть «Медвежий аттракцион».

И Филатов выступал. Перед началом представления он долго уговаривал врачей сделать ему новокаиновую блокаду.
— Это же действует только час-полтора, — сказали ему.
— А мне нужно сорок минут, — превозмогая боль, отвечал Филатов.

И на премьере Валентин Филатов легко двигался, широко улыбался, шутил с публикой, и только глаза у него из зеленоватых стали совсем прозрачными. Правда, после выступления Филатов не вышел на поклон публике, как он это делал обычно.

Уставший, он стоял за кулисами, прислонившись к стене. Его тут же подхватили ассистенты, бережно отнесли в машину и отвезли в гостиницу. Так он работал больше недели».

На таких самоотверженных, преданных любимому делу людях держится цирковое искусство. Они вносят неоценимый вклад в развитие цирка, выступлений, не дают останавливаться на одном месте.

Полет на спутнике

вертушка

Среди знаменитостей Киевского цирка – Петр и Ирина Щетинины. Отец и дочь были воздушными гимнастами. Одним из самых известных номеров у них  был «Полет на спутнике».

К неосвещенному куполу поднимается, поблескивая хрустальными бликами, шар. За ним летят двое воздушных акробатов. Номер включал в себя трудные и опасные трюки, такие как «Вертушка в зубах» и «Ласточка».

Современное здание цирка напротив универмага «Украина» построено по проекту архитектора Жукова. Цирк открылся в 1960 году и по сей день радует зрителей яркими впечатляющими представлениям.

Акробаты и фокусники выступают под куполом 9 месяцев в году, а остальное время проводят на гастролях по всему миру.

Елизавета Поддубей

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: