Дух шестидесятников: путеводитель по советским мозаикам Киева

13:20  |  05.06.2020
Институт ядерных исследований

Институт ядерных исследований

Несмотря на декоммунизацию и вандалов в Киеве осталось немало советских мозаик в стиле соцреализма, созданных в основном художниками- шестидесятниками в 1960-80 гг, во время «оттепели» и «застоя».

В 1955 году партия приняла постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», завершившее эпоху сталинского классицизма. Началось массовое строительство экономного жилья, «хрущевок» и «брежневок», и чтобы хоть минимально скрасить эту серость, художникам-монументалистам поступали заказы на мозаики и панно.

«Оттепель» дала художникам возможность шире использовать в своих работах украинское и мировое искусство. Конечно, сюжеты оставались пропагандистскими (через специальную комиссию проходила каждая работа), но творцы нашли возможность экспериментировать с формой и техникой подачи. 

Мозаики на Проспекте Победы

Проспект Победы

Мозаики на проспекте Победы в Киеве

На проспект Победы возле КПИ есть шесть домов (номера 17-27), которые «смотрят» своими торцами на проспект. Работа над мозаиками для них началась известными художниками-монументалистами в 1967-68 годах и продолжилась в 1980-х. Среди них такие работы, как «Симфония труда»(дом  21) Валерия Ламаха и Эрнеста Коткова и «На защиту мира» (дом 23) Ивана Литовченко и Владимира Прядки.

Музей имени Богдана и Варвары Ханенко

Музей Ханенків

Музей Ханенків

Интересные мозаики авторства Василия Овчинникова можно увидеть во внутреннем дворике Музея имени Богдана и Варвары Ханенко (улица Терещенковская 17) возле станции метро Льва Толстого.

Василий Овчинников 42 года (с 1936 и до самой смерти в 1978 году)  был художником и директором Музея западного и восточного искусства. Самые известные его работы — ”Украинская Мадонна”, “Сердце Данко” и “Киевские каштаны”. Стоит упомянуть, что городские власти отклонили проект размещения мозаик на фасаде, что совсем не остановило Василия Овчинникова — от за свой счет покупал материалы и работал над их созданием в нерабочее время.

Бульвар Леси Украинки

Лесоповал

Лесоповал

На бульваре Леси Украинки фасад жилого дома под номером 28 декорирован серией мозаичных панно “Лесоповал” авторства Анатолия Гайдамаки и Ларисы Мищенко.

Работа длилась с 1969 по 1970 год. Особенность их в том, что кроме “конвенциональных” тем труда и науки, художники вплели фольклорные карпатские мотивы и сюжеты. К сожалению, сегодня эти мозаики часто страдают от незаконного использования фасада ресторанами и магазинами, против чего борются активисты и исследователи искусства.

Киевский дворец детей и юношества

Дворец детей и юношества

Киевский дворец детей и юношества

На “Печерской” путь продолжается в сторону “Арсенальной”, а именно к Киевскому дворцу детей и юношества. Этот комплекс сам по себе является одной из жемчужин советской архитектуры — его проектировали известные Авраам Милецкий и Эдуард Бельский, а чета художников и “титанов” украинского “шестидесятничества” Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко создали мозаики для интерьера и фонтана, напротив входа.

Внутреннее убранство Рыбачук и Мельниченко украсили сюжетами, вдохновленными творчеством Марии Примаченко, а в бассейне фонтана можно разглядеть отреставрированную в 2017-2019 годах композицию “Звезды и созвездия”. Процессом руководил сам Владимир Мельниченко.

Речной вокзал

Речной вокзал

Речной вокзал

Далее спускаемся на Почтовую площадь к Речному вокзалу, который открыли для посещения летом 2019 года.

Созданные в 1961 году 8 мозаик и росписей принадлежат перу уже известных нам Эрнесту Коткову, Валерию Ламаху и Игорю Литовченку. Произведения посвящены истории Украины и типичным советским темам работы и отдыха, среди которых “Днепр — торговый путь”, “Богдан Хмельницкий”, “Украина”, “Октябрь”, “Труд”, “Отдых” и “Чайки над водой”. Особенностью этих панно является новая и уникальная на то время технология создания — использование смальты с цветным бетоном, что создало несомненно яркие и сильные работы.

Центральный автовокзал

Автовокзал

Находясь на синей линии метро, не помешает проехаться на нем до “Демеевской” и заглянуть на Автовокзал.

Его оформлением га протяжении 1957-61 годов занимались уже упоминавшиеся выше художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко, а проектированием — Авраам Милецкий. Работая над этим проектом, Рыбачук отметила: «Монументальным бывает самое хрупкое, неуловимое, переменчивое, неприступное для построения — человеческое чувство». В этих мозаиках художники мастерски передали и умиротворение старого города, и быстрое течение машин и времени новой эпохи, уделяя много внимания цвету, пластичности форм и их восприятию человеком.

Национальний Институт рака

Национальний Институт рака

Национальний Институт рака

Следующая работа — одна из “программных” в истории украинского искусства, поскольку завораживает силой своей композиции, колоритом и мастерством исполнения.

В 1970-71 годах Галиной Зубченко и Григорием Пришедько была создана мозаика “Победа” на здании Института рака (ул. Михаила Ломоносова 33/43), который находится возле станции “Васильковская”. Художники изобразили врачей, которые героически побеждают рак с помощью облучения. Для любителей деталей стоит отметить кладку смальты — особое удовольствие приносит подойти близко и рассмотреть, как мельчайшие разнообразные частицы создают целостный образ.

Институту ядерных исследований НАН Украины

Институт ядерных исследований

Институт ядерных исследований

И напоследок, не помешает пройтись к Институту ядерных исследований на проспекте Науки 47. Тут можно увидеть еще одну творение Зубченко и Пришедько — “Кузнецы современности” (1972-74 гг.), в которой художники прославляют ученых и их работу над тайнами атомного ядра. Интересно отметить, что эта пара создала множество мозаичных панно для зданий разных институтов АН Украины, что стоит отдельного внимания.

Перечисленные выше мозаики составляют лишь малую часть всех монументальных сокровищ, которые разместились на столичных фасадах и отображает не только историю Киева, но и всей Украины.

Мозаика — это предмет монументального искусства, очень масштабного и долговечного, который ярко впитывает в себя особенности эпохи. Они  как большие книги на стенах домов, в каждой из которых хранятся детали жизни и мировоззрения той эпохи.

Анастасия Уразбаева

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

*

  1. […] Читайте также: Дух шестидесятников: путеводитель по советским мозаик… […]

  2. […] подібні поїздки теж практикувались, здебільшого до Києва та […]

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: