История киевской моды: Дом моделей «Крещатик»

13:24  |  26.03.2021
коллекция перестройка

Дом моделей «Крещатик» — один из первых домов моды в Украине. Он был знаменитым не только в тогдашнем союзе, но и во всем мире. Украинские коллекции были известны в Канаде, Мексике, Франции и даже Южной Корее. Расскажем, появился Дом моделей и чем заслужил такую популярность.

Дом Дома моделей

Дом моделей "Крещатик"

Дом моделей «Крещатик» на Красноармейской, 39

Чтобы построить здание Дома моделей нужно было приложить немало усилий. Тогда все городские постройки были типовыми и проектировались по заранее утвержденным чертежам. Проекта для Дома моделей не было, поэтому здание пришлось разрабатывать с нуля. Таким образом его внешний вид получился довольно нестандартным для того времени.

Уникальными были и потребности здания.  Нужно было достаточно пространства для размещения технологических узлов тканевого производства и специальных помещений. 9-этажное здание на Красноармейской, 39 (а сейчас Большой Васильковской) в центре Киева помещало в себе магазин, выставочный зал, свое производство. 6 этаж принадлежал художникам и дизайнерам, 7,8 –конструкторам и технологам. Наверху располагалось самое интересное и «модное» — демонстрационный зал с подиумом, где проходили показательные дефиле. Там эскизы оживали, превращались в стильные предметы одежды, создавались полные образы для новых показов и выставок.

Разработка коллекций

дефиле "Крещатик"

Главным материалом дома был трикотаж. Все начиналось с того, что художники получали технические задания со списком предоставленного сырья, оборудования, размеров и т.п. Каждый в течении строго отведенного времени создавал серию эскизов. Потом отвязывались образцы тканей и их проверяли конструкторы и технологи – какой лучше всего подойдет для выбранной модели одежды, какой будет практичнее. В итоге, оптимальный вариант несли на подпись к главному художнику и образец пускали в производство.

3 раза в месяц проводились художественно-технические советы. На них рассматривались изделия новых коллекций. Промышленные демонстрировались на «типовой» фигуре и впоследствии шились в нескольких размерах. К таким вещам относился, например, бельевой трикотаж. После утверждения на 9 этаже по этим лекалам на фабриках выпускались миллионы копий белья для мужчин, женщин и детей.

Также проходил показ творческих или приуроченных к определенному событию моделей. Здесь в первую очередь обращали внимание на эстетичность и детали, а не на практичность и бюджет. Это была одежда для подиума, а не повседневности.

Найти модель

модели дома моделей "Крещатик"

Коллекция «Зиг-заг» для фирменного магазина Дома моделей «Крещатик» «Стиль». Дизайн: Нина Попова, Валентина Жильцова

40 лет назад профессия модели, или, как тогда говорили, манекенщицы, была не такой популярной, как сейчас. Найти модель было непростой задачей. Сотрудники отдела рекламы Республиканского дома моделей, рассказывали, как проводился поиск и отбор моделей. Девушек подходящей внешности искали на улицах города, пляжах, в парках. «Вы хотите поехать в Мексику? В Данию? В Швейцарию?» — спрашивали у красивых девушек на Крещатике. Будущих манекенщиц приходилось уговаривать работать в индустрии моды. Причина была в том, что платили за показы мало, а времени и сил уходило очень много.

Искать подходящих девушек ходили и манекенщицы Дома моделей. Они понимали, что приведут себе конкурентку или хуже того – замену. Поэтому чаще всего возвращались «с пустыми руками» и говорили, что никого нет.

Нельзя сказать, что в дом моделей девушки никогда не приходили сами. Но большая часть из них совершенно не подходили под параметры: полненькие, низенькие, с проблемной кожей, без осанки. Случалось так потому, что, часто, дом моделей воспринимали как салон красоты, где из любой девушки сделают Клаудию Шиффер или Синди Кроуфорд.

Требования и контингент

модели "Крещатик"

Ванкувер, 1992 г. Дизайн: Надежда Старовойтова, Людмила Званцева

К пропорциям будущих моделей относились очень строго: рост должен быть 176-178 см, объем бедер 87-88 см. Возраст также был важен – не младше 16 лет, для того, чтобы можно было ездить за рубеж.

Работу модели предлагали, как девушкам, так и юношам. Предпочтение отдавалось студентам вузов – будущим инженерам, юристам, педагогам. Поэтому, представляя моделей за границей, переводчик не произносил слова «модель», а говорил, «будущий юрист» или «архитектор». Репутация мужчины оценивалась наравне с внешними данными. Он должен был быть достойным примером подражания – серьезным и высоконравственным. Но мужчин-моделей было намного меньше, чем женщин – один или двое на десять девушек.

Читайте также: Властелины подиумов: топ-7 признанных в мире киевских дизайнеров одежды

Показы заграницей

коллекция Дома моделей Крещатик

Коллекция «Перестройка». Дизайн: Алексей Корешков, Наталья Кривенко

Украинские модели принимали участие в модных шоу в самых разных странах по всему миру. Одним из наиболее запоминающихся был показ 1991 года в Мексике, хотя начиналось все не так гладко. Путь на выставку из Украины в Мексику занял 19 часов и потребовал нескольких пересадок.

Когда организаторы впервые увидели моделей вживую в аэропорте, они были неприятно удивлены. Девушки были бледные, вялые и, казалось, совсем не похожи на манекенщиц с фото. Но после небольшого отдыха все изменилось: украинские красавицы выступили лучше многих других моделей из Европы и Америки и вызвали всеобщее восхищение. Коллекция Дома моделей «Крещатик» имела колоссальный успех.

Организаторы были настолько поражены ярким представлением, что по прошествии максимального срока нахождения в стране моделей (25 дней), упросили посольство СССР оставить украинскую делегацию еще на 5 дней.

После такого фурора девушек из Украины приглашали участвовать в показах в Мексике еще три раза. Ни один дом моды во всем союзе ни разу не удостоился такого внимания зарубежных шоу.

Читайте также: История киевской моды: оценил даже Пьер Карден

Приключения иностранцев в Америке (и не только)

коллекция Крещатик

Коллекция «Византия». Дизайн: Татьяна Щедрина, Валентина Жильцова

Конечно, жизнь за рубежом привлекала многих девушек-манекенщиц. И нередко они решались на смелые поступки, чтобы остаться в стране мечты навсегда. Однако отстать от группы и затеряться в толпе было непросто — каждую группу моделей и представителей администрации сопровождали сотрудники госбезопасности.

Вообще, рассказывать о поездках заграницу было не принято. Хотя каждая девушка имела свою историю, связанную со знаменитостями, журналистами, титулованными особами или поклонниками. К примеру, только в 2002 году стало известно, что в 1967 киевлянка Татьяна Козеева стала «Мисс Монреаль» и украшала обложки известных журналов Канады на протяжении нескольких месяцев.

Другая девушка рассказала историю о том, как прошла серьезный кастинг в Москве и попала в число моделей для работы в Америке. Там ей предоставили жилье, языковые курсы, курсы позирования и т.д. На съемках и показах получалось зарабатывать достаточно большие суммы. Но в агентстве на долго она не задержалась и в конце концов расторгнула контракт. Ей предоставили билет обратно в Киев, но она твердо решила остаться.

Некоторое время после этого у нее не было постоянного жилья и денег на питание. Жить было очень тяжело, но девушка не сдавалась. Позже она все-таки нашла работу в магазине, а спустя несколько лет вышла замуж и до сих пор живет в США.

Таким был расцвет самого популярного украинского Дома моделей «Крещатик». 80-90-е были временем новых эскизов, моделей, поездок и смелых решений. Сейчас здание модного дома уже не носит его имя, но те, кто знают его историю, всегда ненароком заглядывают на 9 этаж, проходя мимо. Теперь вы один из них 🙂

Елизавета Поддубей

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: