Религиозный философ, которого официальная православная церковь считает еретиком. Современники говорили про него «верующий вольнодумец». Николай Бердяев создал оригинальное учение, в центре которого стоит проблема человека. Именно он на стыке двух веков показал ту опасность, которая обозначилась в тенденциях современного мира – преимущество материального над духовным, отчужденность над творчеством и личностью.
Николай Бердяев родился 19 марта 1874 года в Киеве в семье штабротмистера Александра Михайловича Бердяева. Мама – княгиня Александра Сергеевна Кудашева. По линии отца родственники относились к высшей аристократии, по линии матери – князей и графов: Браницкие, Лопухины-Демидовы, Гудим-Левковичи.
Детство связано с рабочим имением в Обухове и домом по Анненковской улице на Липках. Вблизи Киево-Печерской лавры на улице Никольской в большом частном доме жила бабушка Елена Николаевна. Треть жизни он прожил на Липках и Печерске.
Про свое детство философ пишет так: «Атмосфера Печерска была особая, это смесь монашества и воинства. Там была Киево-Печерская лавра, Никольский монастырь и много других церквей. На улицах постоянно встречались монахи. Там была Аскольдовая могила, кладбище на горе над Днепром, где похоронены бабушка и другие мои предки. Киев один из самых красивых городов не только России, но и Европы. Он весь на горах, на берегу Днепра, с необыкновенно широким видом, с чудесным Царским садом, с Софиевским собором, одной из лучших церквей России.
Читайте также: Печальный город: десять творцов киевского декаданса
К Печерску примыкали Липки, тоже в верхней части Киева. Это дворянско-аристократическая и чиновничья часть города, состоявшая из особняков с садами. Там всегда жили мои родители, там у них был дом, проданный, когда я был еще мальчиком. Наш сад примыкал к огромному саду доктора Марина, занимавшему сердцевину Киева. Все мое детство и отрочество связано с Липками. Это уже был мир несколько иной, чем Печерск, мир дворянский и чиновничий, более тронутый современной цивилизацией, мир, склонный к веселью, которого Печерск не допуская. По другую сторону Крещатика, главной улицы с магазинами между двумя горами, жила буржуазия.
Совсем внизу около Днепра был Подол, где жили главным образом евреи, но была и Киевская духовная академия. Из людей, окружавших меня в детстве, особенно запечатлелся мне образ моей няни Анны Ивановны Катаменковой. Русская няня была поразительным явлением Старой России. Она была няня двух поколений Бердяевых, моего отца и моей. В детстве и юности я знал мир феодально — аристократического высшего стиля. Это связано с польскими родственниками моей матери. Графиня Марья Браницкая была кузиной моей матери, муж был двоюродным дядей моей матери. В детстве мы часто жили у них. Был даже особенный павильон, предназначенный для нашей семьи. Браницкая была владелицей города Белая Церковь; у нее было 60 000 десятин в Киевской губернии. На окраине Белой Церкви была Александрия, летний дворец Браницких, с одним из лучших парков не только России, но и Европы. Любил я ходить в уединение по чудесному парку Александрии мечтать об ином мире.
Я воспитывался в военном учебном заведении, в Киевском кадетском корпусе. Но жил дома и был приходящим, что представляло собой исключение. Я не любил корпуса, все мне было не мило. Я никогда не любил общества мальчиков-сверстников и избегал вращаться в их обществе. Общество мальчиков мне всегда казалось очень грубым, разговоры низменными и глупым. К тому же товарищи иногда насмехались над моими нервными движениями, присущими с детства.
Учился я всегда посредственно и всегда чувствовал себя малоспособным учеником. Одно время у меня был домашний репетитор. Я никогда не мог решить ни одной математической задачи, не мог выучить четырех строк стихотворения. Лучше других предметов знал историю и естествознание. Программа кадетских корпусов было близка к программе реальных училищ. Я никогда не мог признать никакого учителя и руководителя занятий. В этом отношении я автодиктат. Я сам составлял себе план занятий».
Сохранились ведомости про успеваемость за второй класс: наивысшую оценку Бердяев получил по рисованию 10, по немецкому языку — 9, природной истории — 9, русскому языку — 6, географии — 9, арифметике — 7. В четвертом классе ему пришлось сдавать повторный экзамен по алгебре и русскому языку. После пятого снова пришлось пересдавать алгебру. Шестой класс Бердяев не закончил. Для поступления в университет нужен был аттестат зрелости. После двух лет напряженной подготовки сдает экстерном экзамен в 5-ой Киевской гимназии. В 1894 году двадцатилетний философ становится студентом 1 курса природоведческого факультета университета Святого Владимира. Через год переводится на юридический факультет.
Университетские года можно считать переломными в жизни философа. С одной стороны принадлежность к революционно-марксистской среде, с другой — процесс духовного прозрения. Одни и те же мотивы привели Бердяева к революции и религии. Рано почувствовав призвание философа, он никогда не имел желания идти академическим путем, стать почетным профессором, писать философские диссертации и исследования, далекие от жизненной борьбы. Он прежде всего пошел путем философии и путь это привел его к революции.
Бердяев начинает революционную деятельность как член социал-демократической группы, которая с 1897 года получила название Киевский союз борьбы за освобождение рабочего класса.
В 1898 году он арестован по первому в России большому социал-демократическому делу и исключен из университета. Благодаря связям отца скоро был освобожден. На допросе жандармский генерал сказал, что из бумаг следует, что философ стремился к низвержению государства, церкви, собственности и семьи. В результате его сослали на три года в Вологодскую губернию. В это время он начал писать и написал свою первую статью и первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». Первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в ее отношении к социализму» была напечатана по-немецки в марксистском журнале «Neue Zeit».
Про свое философское призвание Бердяев пишет так: «Я очень рано сознал свое призвание, еще мальчиком, и никогда в нем не сомневался. То было прежде всего призвание философа, но особого рода философа, философа-моралиста, философа, занятого постижением смысла жизни и постоянно вмешивающегося в жизненную борьбу для изменения жизни согласно с этим смыслом. По своему философскому типу я прежде всего моралист, историк и теософ. Большая часть моих книг относится к философии истории и этики, к метафизике свободы. Моя философия не научная, а профетическая и эсхатологическая по своей направленности.
Я очень многое приобрел и узнал за всю мою жизнь, я всю жизнь учился, но самое первоначальное остается то же. Вспоминая пройденный философский путь, я ясно вижу в своей жизни ритмичность: периоды творческого подъема, горения и периоды ослабления творческого подъема, охлаждения. Странно, что периоды ослабления творчества и охлаждения у меня чаще бывали в молодости, и их почти не было под старость, когда я написал наиболее значительные свои книги. Я философски мыслил всю жизнь, каждый день, с утра до вечера и даже ночью. Я стал критическим марксистом и это дало мне возможность остаться идеалистом в философии. Я начал читать лекции и доклады членам Киевского социал-демократического комитета, и меня считали идейным руководителем. Я никогда не думал, что мне приходилось испытывать особенные преследования и «страдания за идею». Но я все-таки сидел в тюрьме, был в ссылке, имел неприятный судебный процесс; был выслан из моей родины».
В тридцатилетнем возрасте философ покинул город своего детства, город в котором он впервые задумался над смыслом жизни и осознал свое будущее призвание, город, где состоялись знакомства с людьми, которые стали опорой на всю жизнь.
Среди опубликованных в эмиграции книг Бердяева следует назвать «Новое средневековье», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии», «Русская идея», «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация».
Читайте также: Демон с большими грустными глазами: Киев в жизни Михаила Врубеля
Бердяев семь раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Он написал множество статей и несколько книг, но по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории». Последние годы философ жил в окрестностях Парижа. «Равенство и свобода — вещи несовместимые», любил повторять философ. Он умер в 1948 году за письменным столом в своём рабочем кабинете в городке Кламаре от разрыва сердца.
Катерина Травень
Почему Киев-один из лучших городов России.?Так написано в тексте. Если имелась ввиду Киевская Русь-это одно.
Обращаю ваше внимание на то,что слова Русь и Россия не являются однокоренными. Слово»россия»Петр 1 позаимствовал у голладцев.
Потом все годы,начиная с Екатерины пытались всячески слова Русь и Россия объединить,что и произошло в сознании людей.Именно поэтому до сих пор не найдена библиотека Ярослава Мудрого,чтобы не расставить все точки в истории наших государства.