Именно в этом храме, возраст которого превышает 200 лет, когда-то крестился Михаил Булгаков. Крестовоздвиженская церковь не так знаменита, как многие другие, но от этого ее история не менее интересна и значима.
Крестовоздвиженская церковь находится на Подоле и считается одним из «булгаковских» мест, ведь именно здесь будущего писателя крестили в 1891 году. Конечно, мальчик не мог помнить этого в силу возраста, однако, как известно, религия оказала большое влияние на жизнь Михаила.
Отец Булгакова был священником, его детство прошло в церковной среде. Позже он напишет противоречивый в религиозном смысле роман «Мастер и Маргарита». Несмотря на это, писатель сохранял своеобразную веру до конца жизни, а категоричное отношение к религии его второй жены стало одной из причин их развода. Отказывался он от написания антирелигиозных пьес, что в советские времена было рискованным поступком.
Если говорить о советской части истории Крестовоздвиженской церкви, то и здесь найдется интересный факт: она никогда не закрывалась. В отличие от многих других храмов Киева, которые были закрыты или разрушены, Крестовоздвиженская церковь продолжала проводить службы. Это послужило тому, что в нее стекались верующие не только с Подола, но и из других районов города. Например, с Оболони, где ситуация с действующими храмами была самой неблагоприятной.
Храм назван в честь значимого христианского праздника — Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господнего. Празднуется он 27 сентября. В IV веке царица Елена, мать римского императора Константина, нашла а Иерусалиме Гроб Господень и крест, на котором Иисус Христос был распят. И гроб, и крест являются священными реликвиями для христиан. На месте воздвижения креста царица построила первый Крестовоздвиженский храм. За вклад в распространение христианства, Елена и ее сын Константин были канонизированы и признаны равноапостольными.
Читайте также: Их больше нет: десять утраченных памятников архитектуры Киева
Крестовоздвиженская церковь имеет и неофициальное название — Кожемяцкая. Связано оно с местоположением. Раньше район между Старокиевской и Замковыми горами назывался Кожемяк. Несложно догадаться, что наименование местности происходит от основного рода деятельности ее жителей времен Киевской Руси. Здесь кожемяки основали свой рабочий цех при Киевском братстве.
Существует легенда о Кирилле Кожемяке, как раз из этого района Киева. Фольклорный герой победил жуткого змея-людоеда, который на самом деле является символом кочевых племен, нападавших на Киевскую Русь. В память о подвигах простых ремесленников, соседняя от Воздвиженской улица носит название Кожемяцкой.
Крестовоздвиженская церковь была построена в 1748 году. Изначально это было деревянное сооружение. Для сооружения храма жители Кожемяк собрали пожертвования. Район был зажиточный и стремительно растущий, поэтому кожемяки могли позволить себе это. Они были крайне недовольны необходимостью добираться до Васильевской церкви, которая находилась на значительном расстоянии от домов ремесленников. По задокументированным данным, церковь была построена в стиле, характерном для барокко и была трехкупольной.
Читайте также: Туристический гид по Киеву: Андреевский спуск
Крестовоздвиженская церковь имеет нетипичное положение для храмов в честь Воздвижения Креста Господнего — под горой. Традиционно такие храмы возводились на вершине горы или холма. Первый Крестовоздвиженский храм в городе был построен при Мстиславе Галицком, над обрывом Старокиевской горы. Однако в 1748 остатки этого деревянного храма разбирались, чтобы на его месте построить каменную Андреевскую церковь, по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Это объясняет необычный выбор места для Крестовоздвиженской церкви.
Деревянный храм просуществовал до 1811 года. Один из сильнейших и плачевным по последствиям пожаров в истории Киева, названный Подольским. уничтожил практически все деревянные строения в этом районе. Крестовоздвиженскую церковь постигла та же участь, но это стало только началом ее жизни.
В 1822 году архитектор А. Меленский составил проект нового храма, но больше 10 лет он не был реализован из-за отсутствия денег и материалов для строительства.
Крестовоздвиженская церковь вернулась к жизни благодаря священнику Кузьме Лободовскому, который убедил прихожан делать щедрые пожертвования. При том не только своего, но и других приходов. Неизвестно, как ему это удалось, однако факт остается фактом: уже в 1841 году главный престол церкви был освящен. Однако на тот период в храме еще не было колокольни, намеченной на плане. Она появилась только в 1860.
Читайте также: Печальный город: десять творцов киевского декаданса
Во второй половине XlX века при храме открылась церковно-приходская школа. Со временем она стала известным и уважаемым в городе церковно-просветительским центром.
В период 1886-1887 годов храм претерпел изменения. Площадь церкви значительно расширили ввиду несоответствия потребностям прихода. Некоторые части здания были реконструированы и перепланированы.
Крестовоздвиженская церковь открыта и по сей день. Долгие годы службы в ней не прекращаются. Храм не был разрушен или закрыт в период немецкой оккупации Киева во время Второй мировой войны. Не прекратилась его деятельность и под гнетом советской антирелигиозной пропаганды, несмотря на то, что многие храмы постигла эта участь. Люди стекались в Крестовоздвиженскую церковь из-за ограниченности выбора, но продолжают активно посещать ее и сейчас, когда православный храм можно найти в каждом районе города.
Владислав Левицкий
[…] […]
[…] […]