Как проехать на Приорку? Этот вопрос зачастую ставит в тупик даже коренных киевлян. А между тем самая северная местность столицы может похвастаться долгой и увлекательной историей. Чем покорила Приорка Тараса Шевченко и Екатерину II, при чём тут водка казаков, и где искать самый старый дуб Киева – читайте в нашей статье.
Итак, Приорка – местность в Подольском районе Киева, граничащая на юге с Куренёвкой, на западе – с Мостицким массивом и Ветряными горами, на севере – с Минским массивом, а на востоке – с Оболонью.
Несмотря на то, что все эти районы достаточно хорошо известны киевлянам, сама Приорка остаётся такой себе невидимкой: где точно пролегают границы этой местности знают немногие. Поэтому часто жители Приорки, объясняя, где они живут, слышат в ответ – «а, так это же Виноградарь!», или «знаю-знаю, это Куренёвка».
«Йшов та йшов — бачу хатина стоїть, не то панська, не то мужича, біла-біла, наче сметана, та ще й садочком обросла, а на дворі розвішані дитячі сороченята та й рукавчатами махають, ніби кличуть мене до себе…»
На самом деле, понять и запомнить, где находится Приорка, можно по основному ориентиру – улице Вышгородской, главной артерии этой местности. Название улицы говорит само за себя – её направление устремлено к Вышгороду. Именно здесь много веков назад пролегал путь княгини Ольги в её Вышгородскую резиденцию. Так что возвращаясь домой после рабочего дня, жители Приорки вполне могут представить, что за бесконечными пробками их ожидают княжеские хоромы.
Читайте также: Дом-полукружка и автобусный цирк: топ-10 самых необычных мест Левого берега
Первые упоминания поселения Приорка относится к XVII веку. Основано оно было католическими монахами доминиканского ордена, название же «Приорка» дал церковный чин настоятеля монастыря приора Петра Розвадовского. После Национально-освободительной войны 1648-1657 годов эти земли были отобраны у католиков и переданы Киевскому магистрату.
В более поздних литературных источниках эта местность называется «Приварка». Например, историк Михаил Максимович в «Очерке Киева» пишет: «К Плоской слободе в 1834 году были причислены предместья: Куреневка, Приорка или Преварка…». Существует теория, что название появилось благодаря казакам-винокурам, жившим в этих местах. А таких было много: из 84 казацких хуторов, расположенных от Куренёвки до Приорки, горилку варили в…64!
Но между колоритными историями о католиках и водке затесалось и довольно прозаичное объяснение слова «Приварка» — якобы так эту местность стали называть с того момента, как её «приварили», то бишь присоединили к Киеву.
На севере Приорки расположен тенистый парк Кинь-Грусть. С происхождением его названия связана забавная легенда: по дороге в Крым императрица Екатерина II и её фаворит Григорий Потёмкин остановились в Киеве, и именно здесь, на окраине города, устроили пышный пикник.
На следующий день после пирушки императрица и Потёмкин прогуливались вдоль прудов; князь мучился похмельем и пребывал в подавленном расположении духа. Екатерина же любовалась живописной местностью, и, чтобы взбодрить спутника, сказала: «Григорий, кинь грусть! Посмотри, какая красота кругом». С тех пор парк так и называется – Кинь-Грусть. Кстати, недалеко от него расположен отель, который носит имя императрицы – ещё одно напоминание о городской легенде.
Также в истории Приорки отметился придворный кондитер Екатерины, швейцарец Больи. Ему не повезло на одной из приорских улочек сломать ногу – и потому пришлось задержаться в Киеве. От скуки он стал экспериментировать с рецептом фруктового варенья (благо, фруктовых садов на Приорке было множество), и придумал цукаты. Новое лакомство пришлось по вкусу при дворе Екатерины, а Больи с тех пор считается основателем кондитерской промышленности в Киеве.
Обаяние Приорки в своё время покорило и Тараса Шевченко – именно здесь поэт остановился в свой последний визит в Киеве. Остаётся только гадать, почему Шевченко выбрал именно околицу, хотя мог расположиться у кого-то из своих многочисленных друзей в центре города. Сам Кобзарь писал об этом так:
«Йшов та йшов — бачу хатина стоїть, не то панська, не то мужича, біла-біла, наче сметана, та ще й садочком обросла, а на дворі розвішані дитячі сороченята та й рукавчатами махають, ніби кличуть мене до себе…»
В те времена на Приорке селилась сплошь беднота: ремесленники, крестьяне, рыбаки и солдаты. Возможно, Шевченко просто хотел отдохнуть душой среди простого люда и поэтому его потянуло к белой хатке среди раскидистых дубов?..
В 1943 году гестаповцы предложили Красицкому написать портрет Гитлера в полный рост. 67-летний больной художник отказался и был зверски избит, после чего уже не смог оправиться.
Хозяйка Варвара Пашковская всю жизнь гордилась, что у неё две недели квартировал великий поэт, и вспоминала Шевченко как доброго и сердечного человека, баловавшего местных ребятишек сладостями и с удовольствием общавшегося с местными жителями. Ныне «Хата на Приорке» — филиал киевского Музея Тараса Шевченко.
Читайте также: Интеллигентная Троещина: разбиваем мифы о неоднозначных районах Киева
Ключевая персона в истории Приорки – садовод Вильгельм Готлиб Кристер. Сто семьдесят лет назад бывший ткач из Саксонии купил здесь усадьбу и занялся своим хобби – сельским хозяйством. Кристер увлечённо экспериментировал с разными приёмами, выписывал из-за границы отборные семена, и в итоге создал питомник плодовых деревьев, равных которому в столице не было.
Садовод первым в Киеве рискнул выращивать виноград и арбузы, которые были в диковинку для жителей столицы. А сорта груш и яблонь, выведенные Кристером, распространялись не только в Украине, но и в других регионах империи. Работать на фирме Вильгельма Кристера считалось очень престижным: рабочих отбирали тщательно, а тех, кто прошёл обучение в ремесленной школе Кристера, с радостью брали садовниками в богатые имения.
После смерти Вильгельма его дело продолжили сыновья. Но в 1920-х годах всё семейство подверглось репрессиям, а территория фирмы превратилась в садово-парковое хозяйство. Во время Второй мировой войны почти всё наследие садовода с Приорки было уничтожено, и уникальные сорта фруктовых деревьев канули в небытие.
Сейчас о пребывании Вильгельма Кристера на Приорке напоминает один из старейших дубов Киева, названный в его честь. Дубу Кристера около 700 лет. По легенде, под этим дубом любил отдыхать… Тарас Шевченко, который бывал в гостях у Кристера. Вот так благодаря Приорке соприкоснулись истории великого поэта и великого садовода.
Приорка начала ХХ века не была особо благополучной местностью – жителям района банально не хватало питьевой воды. Городские власти не хотели протянуть ветку водопровода на окраину Киева – это было слишком дорого. Хватало и проблем со светом – ночного освещения на Приорке не было, что превращало район в лакомый кусок для преступников. Отсутствие полицейского участка также играло на руку местным воришкам. Несмотря на это, на Приорке часто проводили крупные ярмарки, куда съезжались крестьяне со всех окрестных сёл.
Бытовые проблемы не пугали и творческую интеллигенцию, облюбовавшую живописную околицу города. Известный художник, внучатый племянник Тараса Шевченко и автор самого известного портрета Кобзаря Фотий Красицкий купил у местного священника дом с большим садом. В этом доме частыми гостями были композитор Николай Лысенко и драматург Михаил Старицкий, и, возможно, именно здесь Красицким был написан один из двух прижизненных портретов Леси Украинки.
Фотия Красицкого ждала тяжёлая судьба: его близкие подверглись репрессиям, а его самого уволили из Киевского художественного института. Во время оккупации Красицкого внезапно начали примечать немецкие власти: переиздали портрет Шевченко и выставили в галерее на Подоле портрет Петлюры, который до этого художник прятал у себя дома за шкафом, обклеив газетами… В 1943 году гестаповцы предложили Красицкому написать портрет Гитлера в полный рост. 67-летний больной художник отказался и был зверски избит, после чего уже не смог оправиться.
Казалось бы, на месте усадьбы Красицкого должен был быть мемориальный музей, да и в Интернете периодически попадается информация о существовании этого музея… Однако на деле усадьба носит вполне современный вид – пластиковые окна, новый забор. Об известном художнике напоминает только мемориальная доска на стене. Остаётся только надеяться, что память о выдающемся киевлянине будет сохранена, и рано или поздно музей Красицкого появится на карте достопримечательностей Приорки.
Какова Приорка сегодня? Несмотря на появление новостроек, ей удалось сохранить спокойствие и уют цветущей киевской окраины. Жители района с трепетом относятся к своим достопримечательностям и готовы отвоёвывать зелёные скверы и парки – чего только стоят протестные акции против застройки Горки Кристера.
И хотя до сих пор Приорку преследуют проблемы с водой (горячая вода из крана не балует жителей северной околицы), зато с преступностью дела обстоят куда лучше – Приорка довольно безопасный район. Так что прогуливаясь поздно вечером, здесь можно встретить много молодых мам, детей, молодёжи.
Читайте также: «Ты с Рогани? Тогда понятно»: жизнь на Роганском жилмассиве
Главная проблема района – отсутствие метро и как следствие пробки; однако к 2021 году Киевские власти обещают открыть две станции метро неподалёку, на Виноградаре. Так что, может быть, ответ на вопрос «как проехать на Приорку?» скоро будут знать все киевляне.
Станислава Доронченко
[…] Читайте також: Приорка: самый малоизвестный район Киева […]