Декаданс (от франц., decadence – разложение, упадок) – периодически повторяющийся феномен в истории мировой культуры, время когда тоска по уходящему сочетается с разочарованием в настоящем и недоверием к будущему.
Одним из примеров такой «переходности» является этап в искусстве конца XIX – начала ХХ веков. Этих десятерых, чья жизнь была неразрывно связана с Киевом, можно с полным правом назвать отцами-основателями киевского декаданса.
Незаконнорожденный (его родители не были в церковном браке), в 5 лет Саша остался круглым сиротой. Детство было сложным.
В юности, чтобы прокормить себя работал почтальоном, дворником, бухгалтером. Свой первый, поддержанный фрак приобрел за «гонорар» грузчика. Денди и эстет, горячо увлеченный декадансом, впервые на сцену он вышел именно в Киеве.
Его романс «То, что я должен сказать», по наиболее вероятной версии посвященный памяти героев Крут, хотя есть и альтернативная – песня о московских юнкерах, погибших во время октябрьского переворота 1917 года
Дальше была Москва, где он нашел свою уникальную «артистическую нишу». Песни, стихи к которым писал сам, Вертинский называл «ариетками», исполняя их в костюме печального Пьеро, в своей особой неподражаемой манере. Огромной популярностью пользовались «Желтый Ангел», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «В бананово-лиловом Сингапуре», «В степи молдаванской».
Его романс «То, что я должен сказать», по наиболее вероятной версии посвященный памяти героев Крут, (хотя есть и альтернативная – песня о московских юнкерах, погибших во время октябрьского переворота 1917 года) написан больше века назад, но его так же можно посвятить жертвам бессмысленной войны в Афганистане.
С началом первой мировой войны Вертинский сменил театральный костюм на белый халат и спасал жизни раненых, работая на санитарном поезде.
После революции была эмиграция. С концертами он объездил весь мир, имел мировую известность. После многих безуспешных просьб о возвращении, Сталин наконец-то «дал добро» и Вертинский с семьёй вернулся в Москву. Но родным городом для Вертинского всегда оставалась его «родина нежная» – Киев.
Читайте также: Демон с большими грустными глазами: Киев в жизни Михаила Врубеля
Будущий писатель появился на свет в Киеве, в 1891 году, в интеллигентной семье доцента Киевской Духовной Академии. Он получил энциклопедическое образование и прекрасное духовное воспитание, что не удивительно, учитывая, кем был его отец.
И хотя мировую славу Булгаков получил благодаря таланту писателя и драматурга, не стоит забывать, что он еще был первоклассным медиком. Закончив с отличием Киевский университет, во время первой мировой войны он спасал жизни раненых в качестве военврача. После демобилизации Булгаков открыл в Киеве частную практику, как врач-венеролог.
Дальше были отход от медицинской практики, зависимость от морфия, избавление от нее. В Москве писательство и драматургия принесли ему огромную известность.
Отношение к религии у писателя было неоднозначным и кардинально менялось в течение его жизни. На него влияли события революции, гражданской войны, смерть отца от тяжелой болезни, трагический и, иногда, «немой» диалог со Сталиным, и многое другое. Это отражено в его романах «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
«Нет на свете города красивее, чем Киев», — писал Михаил Булгаков на заре ХХ века. Интересно, что бы он сказал, увидев жизнь своего любимого города век спустя?
Он родился в 1892 году в Москве. Через 6 лет семья переехала в Киев, где счастливо прожила последующие 8 лет.
В 1913 году, в киевском журнале «Рыцарь» была опубликована первая повесть Паустовского — «Четверо». Она принесла первый успех.
В первую мировую Паустовский работал вагоновожатым московского трамвая, позднее — санитаром в санпоезде и в полевом санитарном отряде.
В 1916 году он начал писать свой первый, и совершенно великолепный роман «Романтики» и чудесные «Блистающие облака». Потом были годы скитаний: он уехал в Одессу, где какое-то время печатался в знаменитой газете «Моряк», потом были Сухум, Батум, Тифлис…
Журналистская и писательская карьера продолжилась в Москве. Уже, будучи известным писателем, Паустовский объездил весь Союз. Но, где бы он, ни был, городом его души всегда оставался Киев.
Творчество Врубеля немыслимо без Украины. Самобытная колористика его картин и фресок сформировалась именно в киевский период, когда искусствовед и критик Адриан Прахов в 1881 году пригласил тогда еще неизвестного художника для росписи Владимирского собора и Кирилловской церкви. Здесь он встретил свою музу, любовь всей жизни, ангела и демона в одном лице, жену Прахова — Эмилию.
В Киеве его экзальтированность и эпатаж перейдут в первые ростки безумия. В психиатрической больнице при Кирилловской церкви он позже лечился от обострения своей болезни, как сам ранее и напророчил, расписывая эту церковь.
Лишь только Малевич, единственный из целой плеяды украинских художников отразил в своем творчестве тему геноцида своего народа – Голодомора 30-х. Речь идет об одном из его карандашных рисунков — «Где серп и молот, там смерть и голод»
Его произведения «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Царевна-Лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра» не спутать с другими. Антагонизм золота и синевы и огромные глаза героев картин – отголосок византийской живописи и визитка мастера. В работах Врубеля фантастическим образом сочетаются мощь и бессилие, умиротворение и тревожность.
Читайте также: «Нет красивее города на свете»: Киев в жизни и творчестве Булгакова
Киевский период Анны Ахматовой (Горенко) стал рассветом ее жизни и раннего творчества. Отрешенная, всегда «в своем мире», девочка с отменной памятью, увлечённая творчеством Валерия Брюсова – такой была Аня-гимназистка. В последний год учебы в Киеве выходит первый сборник ее стихов. Свой псевдоним – Ахматова, Анна взяла в честь прабабки – татарки. Огромные, как озера глаза, гордый профиль патрицианки, темные волосы… такой ее запомнил киевский бомонд тех лет.
Здесь, еще подростком Анна встретила своего будущего мужа Николая Гумилева. Позже, в деревянной церкви на Никольской Слободке состоялось их венчание.
В юности Аня Горенко называла Киев городом кутил и сахарозаводчиков, шумным и вульгарным. С годами, категоричность молодости ушла, остались только светлые и щемящие воспоминания: «…дни, исполненные такой гармонии, которая, уйдя, так ко мне и не вернулась».
Много стихов Ахматовой посвящено ее любимой Киевской Софии, Михайловскому монастырю. В Киеве были созданы одни из самых известных ее стихотворений «Сжала руки под темной вуалью», «Хочешь знать, как всё это было», «Сероглазый король».
Архитектурные работы Городецкого во многом определили градостроительный облик Киева. Построенные ним дома – здание мебельной фабрики в районе улиц Ольгинской и Институтской, гостиница «Континенталь», кенасы – молельни караимов на Ярославовом Валу – жемчужины нашей столицы.
Сакральный «Дом с Химерами» образец одного из направлений модерна, был построен не только из-за спора с двумя другими архитекторами, которые считали, что на таком рельефе построить здание невозможно. Это была еще и реклама нового на то время материала – цемента.
Именно кураторству Городецкого киевляне обязаны великолепием костёла святого Николая на Большой Васильковской. Победителем конкурса на лучший проект этого здания был объявлен другой архитектор, но у него, к сожалению или к счастью не было должного опыта.
Городецкий очень любил город, в котором творил большую часть своей жизни, его непростой рельеф, Днепр, сады, и особую атмосферу.
Киев – малая родина Малевича. Парадоксально, что он, ученик украинского художника-передвижника Николая Пимоненко, в 1915 году в России создал свой знаменитый «Черный квадрат», который, вместе с «Черным кругом» и «Черным крестом» составляли триптих. Эта работа стала декларацией нового течения в авангардном искусстве – супрематизма, которое художник придумал сам. Кстати, в этом году исполняется 95 лет с момента создания картины. До сих пор в среде искусствоведов ведутся споры – профанация ли «Черный квадрат» или квинтэссенция нового художественного метода.
Однозначно то, что своим осмыслением задач художника Малевич дал искусству ХХ века другое направление. Он говорил, что цвет и форма самые честные инструменты любого творчества, и благодаря им, можно создавать другие миры. Причем, исходя не из реальности, а из своего внутреннего мира и фантазии.
Лишь только Малевич, единственный из целой плеяды украинских художников отразил в своем творчестве тему геноцида своего народа – Голодомора 30-х. Речь идет об одном из его карандашных рисунков — «Где серп и молот, там смерть и голод».
Серж Лифарь родился в 1905 году под Киевом. Его первым шагом к вершинам мировой балетной славы стала киевская секция Брониславы Нежинской, сестры известного танцовщика Вацлава Нежинского. Благодаря воле случая в 1923 году Лифарь попадает в труппу Сергея Дягилева, основателя и художественного руководителя «Русского балета» в Монте-Карло.
Через шесть лет, в 24 года он уже возглавляет балетную труппу «Гранд-Опера» и практически возрождает французский балет.
Метр балета, Лифарь создал новое направление — неоклассицизм. Благодаря ему, академический танец приобрел совершенно новые, модерновые черты.
«Нет ничего более дорогого, чем Киев», – скажет великий мастер на закате жизни. На его на могиле, на знаменитом «русском» кладбище Сент Женевьев де Буа под Парижем, скромная надпись: «Серж Лифарь из Киева».
Будущий Король интерпретации появился на свет в Киеве, в очень музыкальной семье. Юный вундеркинд, он поступил в консерваторию, когда ему было всего 9 лет. Первая мировая война и революция – в одночасье Горовицы потеряли все. Голод и нужда, фортепьянные концерты на краюху хлеба…
В 20-х годах Горовиц покидает Украину. Ему рукоплещут обе столицы – Петроград и Москва. Виртуозное владение инструментом приводило публику в восторг.
Свой «побег к славе» великий музыкант совершил в конце 20-х годов, когда не вернулся в советскую Россию из зарубежных гастролей. Его семья дорого за это заплатила – мать умерла, отец сгинул в ГУЛАГе, сестра так и не сделала музыкальную карьеру, хотя была очень талантлива. Может поэтому изгнанник поневоле, он на протяжении всей жизни страдал от тяжелых депрессий.
Киевлянин Владимир Горовиц, о котором в энциклопедиях пишут «американский пианист», нашел свое последнее пристанище в Милане, прожив яркую, подвижническую жизнь.
Читайте также: Київ очима художників: десять картин про столицю (Фото)
«Я родился в Киеве на «горбатой» улице. Ее тогда звали Институтской», – пишет Эренбург в одной из своих статей. Это было почти 130 лет назад, а название улицы осталось то же. Детские годы он провел в Москве, потом в эмиграции из-за участия в революционном движении. В Киев будущий писатель вернулся только осенью 1918-го.
В начале 20-х годов – вновь эмиграция. В Берлине увидели свет произведения, принесшие ему известность: «Хулио Хуренито», «Трест Д.Е.». В то же время, по их мотивам молодой киевской труппой был поставлен спектакль «Универсальный Некрополь».
Всю свою творческую жизнь Эренбург умел оставаться «своим» как для Советов, так и для Запада. Эмигрант и еврей, пишущий для газеты «Известия» был просто находкой для советской пропагандистской машины. Найти компромисс между несочетаемыми вещами Эренбургу помогали уникальное чувство слова и умение быть актуальным. И, как ни странно, честность перед собой. Во все, что он говорил и делал, балансируя на грани – искренне верил.
Через два года после смерти Сталина он написал повесть, которая дала название всей следующей эпохе – «Оттепель».
Они были практически ровесниками. Ходили по одним и тем же улицам, в одно и то же время. Аня Горенко могла встретить на одной из них юношу, всего на два года моложе ее, Мишу Булгакова, а Паустовский мог с ним «пересечься» в санитарном поезде. Некоторые все же встречались и дружили, как Вертинский с Лифарем, которого называл «цыганенком». Всех их объединил прекрасный город Киев, давший им вдохновение.
Ника Крылова
Хорошая статья, спасибо автору!
[…] Читайте также: Печальный город: десять творцов киевского декаданса […]
[…] Читайте также: Печальный город: десять творцов киевского декаданса […]
Киев и Украина — источники русского языка, литературы и культуры. Несмотря на войну, объявленную нам Путлером.
За публикацию — спасибо!
Хорошо бы узнать, напомнить и о других русскоязычных творцах Украины: Короленко В.Г., Куприн, масса одесситов, Б.Чичибабин и многих других.
Спасибо,за прекрастную статью!!!❤
[…] Лифарь родился в предместье Киева в 1905 году. Он был четвертом ребенком в семьи с […]