В сердце столичной Соломенки на углу улиц Липковского и Кавказкой, стену неприметной девятиэтажки украшает скромная мемориальная доска, стилизованная под кадр киноленты.
Возле портрета женщины с аристократическими чертами лица и выразительным взглядом есть надпись, гласящая о том, что в этом доме в 1970-1993 гг. проживала заслуженная артистка Украины Мария Капнист. Что же заставило потомственную дворянку, родословная, которой своими корнями уходит к роду славного казацкого атамана Ивана Сирка, поселиться в таких невзрачных апартаментах?
Читайте также: Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий
Дом на Английской набережной в Петербурге, где 22 марта 1914 года появилась на свет Мариэтта Капнист-Серко, мало походил на ее жилище в Киеве. Это было настоящее дворянское родовое гнездо, в котором регулярно гостили именитые и талантливые люди.
Однако грянул переломный 1917 год и, покинув неспокойный Питер, семейство Капнистов переехало в свое имение в Судаке. Красный террор вскоре добрался и до солнечного Крыма: тысячи представителей высших слоев общества были расстреляны, среди них оказались отец и тетя маленькой Маши. Казалось, судьба решила испытать Капнистов на прочность, проверив, насколько их фамильный девиз «В огне непоколебимые» соответствует действительности. Страшно представить, сколько пришлось вынести хрупкой женщине с осанкой стойкого оловянного солдатика!
Дружбы с советской властью у титулованной семьи, разумеется, не вышло. Говорят, в школе на уроке литературы Маша бойко продекламировала строки собственного сочинения: «Никогда коммунистом не будет Капнист!». Какое продолжение имела эта история неизвестно, но через несколько лет после гибели своего негласного покровителя – партийного деятеля Сергея Кирова, Капнисты вновь впали в немилость.
В 1941 г. Мариэтту обвинили в шпионской связи (именно такая формулировка значится в протоколе) и приговорили к восьми годам в исправительно-трудовом лагере. В заключении ей действительно пришлось пройти проверку огнем: раскаленные пески Караганды и Джезказгана обжигали тело, а ощущение безысходности и собственного бессилия мучительно жгли душу.
Отдушиной для Марии (в ходе следствия ее изысканное имя было изменено то ли намерено, то ли в результате досадной опечатки) стали письма и посылки от друга детства Георгия Холодовского. Будучи первой любовью Маши, именно этот человек, впоследствии невольно нанесет ей, уже отбывшей заключение, сокрушительный удар, не узнав при встрече на вокзале в морщинистой старухе былую красавицу-аристократку. На тот момент Капнист было всего 42 года!
Почему, собственно, восьмилетний срок растянулся с 1941 по 1956? Все дело в том, что кроме лишений в местах не столь отдаленных Марию ожидало драгоценное приобретение: в апреле 1949 она родила дочь Раду. Предположительно, отцом ребенка был вольнонаемный польский инженер Ян Волконский. Со слов самой Рады Капнист, Ян спас ее мать при пожаре (опять злополучный огонь, в котором нужно выстоять!) и когда та спросила, чем обязана своему спасителю, шляхтич попросил родить ему дочь.
Трудно сказать, что подтолкнуло Марию Ростиславовну на эту связь: отчаяние, благодарность, нахлынувшая страсть или острое желание почувствовать себя любимой. Сама она предпочитала не распространятся об отношениях с отцом Рады. К сожалению, вместо поблажек молодая мать получила увеличение срока: увидев, как воспитательница издевается над девочкой, тигрицей бросилась на обидчицу и отметелила, ее, напрочь забыв о своем благородном происхождении.
Результат оказался плачевным — потерпевшая угодила на больничную койку, дочка оказалась в детдоме, а самой Марии добавили срок. В дальнейшем, после освобождения, Капнист пришлось с невероятным трудом восстанавливать отношения с дочерью. Рада, не помнившая родную мать, решила остаться в семье Валентины Базавлук, которая заменила девочке маму. Женщина отбывала наказание вместе с Мариэттой, правда, освободилась раньше и по просьбе Капнист разыскала ее дочь. Позже актриса признается: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». Лишь в пятнадцатилетнем возрасте Рада возобновила общение с матерью.
Читайте также: «Наша Люся»: за что Людмила Гурченко обижалась на Харьков
Оказавшись а свободе, Мария переехала в Киев, вероятно потому, что украинская столица была ей знакома, так как в далеких 30-ых опальной дворянке пришлось учиться в Киевском финансово-экономическом техникуме. Город каштанов не спешил оказывать гостеприимство бывшей арестантке: поначалу ей приходилось ночевать на вокзале, в телефонных будках, на лавочках, перебиваться случайными заработками.
По счастливой случайности Марию заметил режиссер Юрий Лысенко и предложил роль игуменьи в фильме «Таврия». Дебют состоялся, и на женщину с характерной внешностью начали обращать внимание многие режиссеры киностудии им. А. Довженко. Бывшую некогда роскошной красавицей Капнист абсолютно не смущало, что ей доставались роли колдуний и старух: она даже письма к близким частенько подписывала «Ваша баба Яга». Лагеря отняли у Марии Ростиславовны красоту и молодость, но не смогли лишить ее любви к жизни, доброты и самоиронии. За свою столь поздно начавшуюся кинокарьеру она сыграла в более чем семидесяти картинах. Кто же из поколения 70-80-ых годов не помнит старую графскую экономку, внушающую трепет пронзительным и надменным взглядом, из фильма «Бронзовая птица»? Пожалуй, никто и не догадывался, что в этом кино снимается настоящая графиня!
После ужасов заключения Мария Капнист старалась наполнить свою жизнь яркими красками: современники запомнили ее как элегантную женщину в нарядах из легких струящихся тканей, часто с букетиком цветов. Ведь она так долго не могла позволить себе быть женственной! К сожалению, тюремные сроки отозвались печальным эхом в жизни Капнист, длительное пребывание под землей на рудниках вылилось в клаустрофобию и, как следствие, боязнь подземных переходов. Этот страх стал фатальным для актрисы: в октябре 1993 г. она, перебегая проспект Победы, попала под колеса автомобиля. В ходе лечения травм Мария Ростиславовна простудилась и не смогла справиться с осложнениями. 25 октября сердце Капнист перестало биться.
На протяжении своего непростого жизненного пути Марии пришлось неоднократно доказывать, что она, как и ее славные предки остается непоколебимой даже в огне. Актриса не раз говорила, что выстоять в жесточайших испытаниях ей помогли вера в Бога и убеждение, что при любых обстоятельствах нужно творить добро. Она с честью выдержала все удары судьбы, найдя в себе силы жить и делиться своим талантом с людьми…
Юлия Бойко
Грустная история и, одновременно, воодушевляющая — стойкостью этой женщины. Спасибо.
[…] Читайте также: Мария Капнист: звезда, угасшая в Киеве […]
[…] Читайте также: Мария Капнист: звезда, угасшая в Киеве […]