Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский является одним из самых известных уроженцев Киева. Его имя носят Киевский политехнический институт, аэропорт «Жуляны», Авиакосмический лицей Национального авиационного университета Украины, бывшая улица Танковая.
Его отец, психиатр Иван Алексеевич Сикорский, сегодня заметно уступает в известности своему сыну, в начале XX века был известным человеком в научных кругах Российской империи.
Если открыть «Энциклопедию украинознавства», которая выпускалась украинскими эмигрантами во второй половине XX века, редактором которой был украинский историк Владимир Кубийович, то можно увидеть, что статьи про семью Сикорских написаны в таком стиле: отец записан как «психиатр и психолог», сын — как «авиаконструктор родом из Киева, сын Ивана Сикорского», причем отмечен такой факт, что Игорь Сикорский проявлял активность в «русской общине» в США.
Родился Иван Алексеевич Сикорский 26 мая 1842 года в семье священника в селе Антонов Сквирского уезда Киевской губернии. Отец — Алексей Иванович Сикорский был священником в этом же селе.
Семья Алексея Ивановича была большой — шесть сыновей и шесть дочерей, и Ваня был шестым ребенком. С самых юных лет он выделялся среди братьев и сверстников вдумчивостью, был серьезный, не любил играть в игры.
В очень раннем возрасте, практически в одиночку, научился читать и читал очень много. Книг в те годы, особенно в деревне, в семье священника, которая была небогатой, было немного, и мальчик читал все книги, какие находил: молитвенники, календари, учебники. Любимой его книгой была — «Басни Крылова», которую он очень любил, читал вслух братьям и сестрам.
Читайте также: Київська Венеція: топ-5 цікавих фактів про Гідропарк
В детстве Ваня учился сначала в Киево-Софиевском духовном училище, а позже закончил Киевскую духовную семинарию. Он очень выделялся среди своих сверстников глубокими знаниями и интересом к наукам, как естественным, так и гуманитарным.
Поняв, что призвание священник — это не для него, он ушел из семинарии и сдал экзамены в Первой киевской гимназии. Иван Сикорский успешно поступил на естественный факультет Киевского университета, но вскоре перевелся на медицинский.
После окончания университета молодого человека оставили на кафедре для подготовки к получению звания профессора. В 1872 году Иван Алексеевич защитил докторскую диссертацию «О лимфатических сосудах легких». С 1873 по 1885 год он проживал в Санкт-Петербурге, работал в клинике душевных болезней при Военной медико-хирургической академии, а также состоял чиновником по особым поручениям при начальнике Главного управления военно-учебных заведений.
В 1885 году, после создания в Киевском университете кафедры систематического и клинического учения о нервных и душевных болезнях, Иван Алексеевич Сикорский вернулся в Киев и через некоторое время стал профессором на этой кафедре.
Читайте также: Coca-cola на прилавках, руйнування будинків та зачистка злодіїв: як Київ приймав Олімпіаду 1980 року
Иван Сикорский является одним из пионеров детской психологии и психопатологии (раздел психиатрии и клинической психологии, который занимается изучением расстройств психики с точки зрения медицины и психологии).
В своих научных работах он изучал как влияет алкоголь на здоровье и психику, наблюдал за умственной работой школьников. Он первый из отечественных ученых изучал проблемы детей с отклонениями в развитии, выпустил работу «О заикании» и разработал способы его преодоления.
В 1904 году Иван Алексеевич Сикорский основал в Киеве Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей, а в 1912 году —Институт детской психопатологии, к слову, подобных заведений в мире еще не было.
Многие работы Ивана Сикорского были переведены на европейские языки — немецкий, французский, английский, венгерский, чешский, болгарский, сербский. Ученого избрали почетным членом российских и иностранных научных обществ.
Иван Алексеевич Сикорский являлся владельцем огромной библиотеки — она сохранилась до наших дней и насчитывает около 13 тысяч томов на русском, французском, английском языках и латыни. Иван Алексеевич очень часто мог не купить домой что-то необходимое, только бы найти и приобрести для своей библиотеки редкую и ценную книгу. Незадолго до своей смерти он передал все книги в дар Киевскому университету.
Современники вспоминали, что Иван Сикорский не пил, не курил, не играл в карты, ел самую простую еду. Он так много успевал сделать работы, что про него говорили, что он имеет в сутках 36 часов.
Читайте также: Отец транспорта и коммунальных услуг: кто подарил Киеву воду, газ и электричество?
Иван Алексеевич Сикорский знал и дружил со многими научными и культурными деятелями. Так, например, художник Виктор Васнецов, расписывавший киевский Владимирский собор, в образ евангелиста Иоанна Богослова вложил черты лица Ивана Сикорского.
В сентябре 1914 года, почти сразу после начала Первой мировой войны, при взрыве крейсера «Паллада» погиб сын Ивана Сикорского Сергей, служивший военным моряком. Вероятно, эта потеря сына не могла не сказаться на самочувствии профессора, который имел серьезные проблемы со здоровьем начиная с 1910-х годов. В конце 1915 — начале 1916 года Иван Сикорский оказался прикован к постели.
Его современники вспоминали, что несмотря на тяжкий физический недуг, профессор до самой смерти продолжал оставаться бодрым, мыслил здраво. Иван Алексеевич слушал чтение, диктовал научные материалы, стараясь сберечь для других результаты своих трудов: заканчивал редактирование «Психологической Хрестоматии».
Совершенно спокойно готовился исполнить, как он говорил, «последний долг человека на земле». Не совсем известно, с какой болезнью боролся ученый, но, вероятно, с тяжелым невралгическим заболеванием.
Скончался Иван Алексеевич Сикорский в 5 часов утра 14 февраля 1919 года, в самый разгар гражданской войны. Он сумел пережить и свержение императора, и первый захват Киева войсками большевиков, и власть Павла Скоропадского, и приход немецких войск.
5 февраля 1919 года Киев был второй раз занят большевиками. Об этой новости узнал больной профессор и очень сильно расстроился. 16 февраля 1919 года, после отпевания в университетской церкви, Иван Сикорский был похоронен на Байковом кладбище, на его могиле поставили скромный железный крест (табличка с фамилией появилась уже после).
Все «буржуазные» газеты были закрыты большевистским правительством, и некролог о смерти профессора Сикорского был напечатан в газете «Борьба», принадлежащей партии левых социалистов-революционеров.
Как получилось, что левые эсеры поместили на страницах своего печатного издания некролог представителя «буржуазии», до сих пор остается загадкой. Вероятно, они просто решили не отказываться от денег, выделенных за размещение материала.
В каком-то смысле Ивану Алексеевичу Сикорскому повезло — он скончался дома, в окружении близких людей. Прошло несколько месяцев и многие друзья и коллеги профессора были арестованы, а затем расстреляны киевскими большевиками.
Михаил Житный
[…] відділення історико-філологічного факультету Київського університету, де його вчителями були професори П.В. […]