Как говорилось в прошлых материалах, Крещатик не относится к старейшим улицам Киева: его стали застраивать на рубеже XVIII—XIX веков. А нынешние очертания современного Майдана появились значительно позже — после ликвидации в 1830 годах крепостного вала с Печерскими воротами.
На углу Крещатика и новой площади (которую стали называть Крещатицкой) сначала стоял деревянный дом. Вскоре он пришел в ветхость, и земельный участок был куплен крупнейшим домовладельцем тогдашнего Киева — аптекарем и владельцем кирпичного завода Иваном (Иоганном) Эйсманом.
В начале 1848 года городской архитектор Николай Самонов подготовил для Эйсмана проект солидного двухэтажного здания, который утверждала губернская строительная комиссия.
Но вскоре, согласно правилам, проект должен был пройти согласование лично у Николая I. Российский император не стал разбираться с планировкой здания, а только дал указание изменить фасад, улучшить его. Специалисты из Главного управления путей сообщений и публичных зданий знали предпочтения государя и выполнили пожелание, после чего чертежи были присланы в Киев для исполнения.
Отметим, что даже после проведения необходимых работ фасад оказался однообразным. И все же дом Эйсмана (после смерти аптекаря в 1862 году достался его наследникам)находился в выгодном месте, помещения были заняты различными магазинами и конторами. В 1890-х годах над угловым зданием был надстроен третий этаж.
В таком виде дом и достался пришедшим к власти большевикам. Потом часть первого этажа была занята крупным гастрономом. А в сентябре 1941 года здание оказалось разрушено. Только груда битого кирпича говорила о том, что здесь находилось здание.
Согласно проекту по восстановлению Крещатика, на углу площади, которая носила имя советского партийного функционера Михаила Калинина, должно было появиться здание, в котором бы разместился Главпочтамт и Министерство связи. Киевляне его так и называли — Дом связи. Отметим такой факт, что тем самым была продолжена старая традиция обустройства на главной улице Киева центральной почтовой конторы.
Еще в 1849 году для этой цели использовался бывший помещичий особняк. В 1910 – х годах здесь же началось масштабное строительство зданий, в которых должны были находиться учреждения связи. Строительство одного из них, было закончено еще до революции 1917 года, а другое, удалось достроить только в 1930-х годах. Но пожар не пощадил комплекса на Крещатике, 26, поэтому на какое-то время почтамт переехал в уцелевшее здание на Крещатике, 5 (в настоящее время уже нет).
Читайте также: Николай Петров — забытый классик художественного фотопортрета
И вот теперь Главпочтамт занял почетное место на центральной площади. В разработке проекта здания участвовали такие известные киевские архитекторы, как Борис Приймак, Вадим Ладный, Григорий Слуцкий. Отметим, что в самом первом варианте проекта пилоны портала имели только один ярус, но потом специалисты решили, что Дом связи должен выглядеть еще более презентабельно.
Строительные работы велись с 1952 по 1957 год.
С тех пор главная резиденция почтовых работников и в наши дни является важнейшим элементом в застройке украинской столицы.
Перед главным офисом почты влюбленные пары назначали свидания, под его пилонами толпились клиенты, здесь оказывали различные услуги (как уже исчезнувшие, так и актуальные в наши дни), а любители марок находили ту марку, которая им по душе и делали специальные гашения.
Читайте также: Как впервые праздновали Крещение Руси
В 1989 году начались ремонтные работы, в ходе которых планировалось заменить облицовку пилонов Главпочтамта. Из-за этого пространство перед главным входом оказалось частично разгороженным строительными лесами и люди не задерживались между пилонами даже в непогоду.
2 августа 1989 года в пять часов дня над центральной площадью (тогда она носила название Октябрьской революции) раздался страшный грохот. Это рухнул левый пилон, за которым упали и остальные опоры. Очевидцы позднее вспоминали страшное зрелище: над руинами нависали куски конструкций, которые каким-то чудом удержались на арматуре.
Если бы не ремонтные работы, жертв могло быть больше. Киевляне и гости города, ставшие свидетелями трагедии, сразу бросились оказывать необходимую помощь, разбирать завалы, несмотря на угрозу обрушения. Вскоре подоспела строительная техника. Из под завалов удалось живыми достать двоих пострадавших, одиннадцать человек погибли — пятеро киевлян и шестеро гостей столицы.
Для города это был траурный и страшный день. Свидетелями трагедии в самом сердце Киева стали несколько тысяч человек, новость о случившемся разлетелась мгновенно. Тогда еще не было мобильных телефонов, и много людей не находили себе места, переживали, с нетерпением дожидаясь звонка телефона или возвращения домой своих близких, живых и невредимых. А вдруг они находятся там, под роковым обвалом?
На дворе был самый разгар горбачевской «перестройки», поэтому советская пресса сразу сообщила о случившейся катастрофе и количестве погибших и пострадавших. Но четкого объяснения причины того, что случилось люди так и не дождались. Было выдвинуто несколько различных версий. Одни говорили про ошибки строителей при ремонте, другие — о постепенном смещении почвы из-за подземного перехода и метро, третьи — об ошибках инженеров, которые разрабатывали конструкции во время строительства.
Читайте также: Каменные маски и фантастические существа: история киевских маскаронов
Возможно, что несколько выдвинутых версий произошли одновременно. Среди народа даже ходили некоторое время байки, якобы «диверсию» устроили немецкие военнопленные, которые специально допустили ошибки в строительных работах (хотя на момент строительных работ пленных немцев на стройках украинской столицы уже не использовали).
После аварии, понесшей большое количество человеческих жертв, власти Киева стали опасаться повторения подобных ситуаций. Специалистами было обследовано на предмет аварийности несколько похожих строений. Одно из них (находилось по левую сторону от станции метро «Крещатик») было признано аварийным, разобрано, но на место возвращено не было.
Читайте также: Зелья, серебряные пилюли и собачий жир: что продавали в первых аптеках Киева
Что касается пилонов Главпочтамта, то их реставрации пришлось ожидать не один год. Она произошла уже в молодом и независимом государстве под названием Украина. Теперь каждый пилон находился на прочной металлической трубе, которая в свою очередь стояла на надежном фундаменте. Это позволило частично восстановить прежний вид здания.
Еще до принятия закона о декоммунизации Дом связи был «исправлен». Дело в том, что сначала в декоративном щите, который находился над карнизом находилась советская эмблема с серпом и молотом, сейчас же там изображение едва заметного солнышка. Но главное отличие состоит не в этом. До случившейся трагедии над всем зданием Главпочтамта проходил массивный парапет, который собственно, служил завершением фасада.
Сейчас сложно сказать, то ли строители решили сэкономить, то ли решили подстраховаться, но в процессе ремонтно-восстановительных работ этот парапет был удален, а вскоре и вовсе заменен на простенькую металлическую оградку. Как итог, одно из интересных зданий главной киевской улицы и Майдана потеряло первоначальный облик.
А керамический щит, который служил раньше центральным звеном парапета, теперь сиротливо и одиноко висит. Но несмотря на все это, здание Главпочтамта является одной из главных достопримечательностей города Киева.
Михаил Житный