За право назвать Малевича своим художником спорят три страны, которые до сих пор делят его творческое наследие. Но, несмотря на польское происхождение и то, что большую часть своих знаменитых работ он написал в России, родился Казимир Малевич в Киеве, тут же начал учиться живописи, а позже и преподавал ее в Киевском художественном институте. Поэтому его по праву можно назвать одним из самых знаменитых киевлян в мире.
11 (23) февраля 1879 года в семье польских шляхтичей Северина и Людвиги Малевичей появился первенец-сын Казимир. А вот где именно в Киеве это случилось, историки выяснили не сразу. Считалось, что будущий художник родился в особняке своей тетки Марии Оржеховской по улице Боженко, 15 (ранее улица Бульонская) в Голосеевском районе. Но, изучив архивы, исследователи обнаружили интересный факт – на улице Бульонской никогда не было никакого особняка, а пани Оржеховская на самом деле проживала в большом доме по Жилянской № 62-65 (номера улицы постоянно менялись).
«Краска есть то, чем живет живописец: значит, она есть главное».
«Виновницей» неразберихи стала родная сестра художника, которая из-за болезни путала личные данные, рассказывая о своем знаменитом брате. Но пока выясняли истину улицу Боженко в 2012-м году уже переименовали в улицу Малевича, и так и оставили.
Читайте также: Известные киевляне: художница Татьяна Яблонская
Из-за работы отца, управляющего на сахароваренных заводах известного украинского промышленника и мецената Николая Терещенко, семья Малевичей, в которой, кроме Казимира, родилось еще тринадцать детей, часто переезжала.
Детство будущего гения авангардистики прошло в украинских селах. Именно там юный Казимир впервые попробовал творить. Насмотревшись на местных мастеров, расписывавших печи и глиняную посуду, мальчик пытался и сам изобразить цветы и этнические узоры, украшая заборы и стены сараев. Тут же к нему пришел и первый коммерческий успех. Друг 16-летнего Казимира, увидев его картину «Лунная ночь», которую тот написал в технике масляной живописи, пришел в такой восторг, что без спроса выставил ее в местном магазине. И в результате этой своеобразной рекламы дебютная работа Казимира Малевича, которая, к сожалению, была утеряна, «ушла с торгов» за 5 рублей.
Позже, вспоминая это событие, Малевич напишет: «В семействе уже тогда поняли, что в семье не без урода». А «уродами» его отец считал всех художников — профессия, мол, несерьезная, все живописцы пьют и семью прокормить не смогут. Но, несмотря на семейные протесты, в 1895 году Малевич был зачислен в Киевскую рисовальную школу имени Мурашко, где учился у известного художника Николая Пимоненко, чьи работы приобретали крупнейшие музеи Германии и Великобритании, а его знаменитый «Гопак» купил Лувр.
Позже Малевичи переехали в Курск, где Казимиру приходилось вести двойную жизнь. Днем он работал чертежником в управлении железной дороги, а в свободное время занимался живописью. Но главная страсть победила, и художник решил продолжить обучение в Москве, где его… просто не приняли в художественное училище. Чтобы заработать на жизнь, Малевич иллюстрировал книги, создавал эскизы к театральным декорациями, и не пропускал ни одной авангардной выставки, на которой можно было бы заявить о себе.
Знаменитый «Черный квадрат» навсегда разделил мир живописи на два лагеря. Одни считают Малевича гением-новатором, а другие уверены, что сами могли бы легко повторить его «Красный квадрат», «Белый квадрат» и «Черный крест на красном овале».
Вскоре о нем заговорили как об основателе нового авангардного направления-супрематизма. Оно выражалось в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний, а цвет в живописи доминировал над остальными свойствами. «Сюжет всегда убивает краску, и мы ее не заметим. Тогда как расписанные лица в зеленую и красную краску убивают до некоторой степени сюжет, и краска заметна больше. А краска есть то, чем живет живописец: значит, она есть главное», — так объяснил Малевич свою теорию.
И уже в 1915 году появился его знаменитый «Черный квадрат», который навсегда разделил мир живописи на два лагеря. Представители первого считают Малевича гением-новатором, а их оппоненты уверены, что сами могли бы легко повторить его «Красный квадрат», «Белый квадрат» и «Черный крест на красном овале». Знали бы эти насмешники, что в 2018-м году на торгах аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке полотно Казимира Малевича «Супрематическая композиция» будет продано за 85 миллионов 812 тысяч 500 долларов, тем самым установив мировой рекорд, как самая дорогая повторно проданная картина. На первых торгах за нее выручили «всего» 60 миллионов.
Первой реакцией публики на «Квадрат», который впервые был выставлен в Петербурге, было возмущение и шок. Картину называли провокацией и «плевком обществу». Сам же Малевич своим критикам отвечал просто: «Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию». И очень быстро после первой негативной реакции «Квадрат» стал отображением нового искусства — символом того, что рисовать можно без сюжета, ничего не копируя.
Читайте также: Київ очима художників: десять картин про столицю (Фото)
Весной 1927 года Малевич представил свои работы в Варшаве и Берлине на персональных выставках. За рубежом художника приняли восторженно. «Я думаю, что еще ни одному художнику не было оказано такого гостеприимства. С мнением моим считаются как с аксиомой. Одним словом, слава льется, как дворником улица метется», — радовался художник, описывая поездку друзьям.
Но вскоре ему пришло письмо – нужно срочно вернуться в СССР. В то время такие письма не сулили ничего хорошего, и Малевич это понял. Перед отъездом он оставил свои картины и рукописи Александру фон Ризену, у которого остановился, вместе с запиской: «В случае смерти моей или безвыходного тюремного заключения…» и был прав. После возвращения Малевич был арестован уже на вокзале как «немецкий шпион» и провел в тюрьме около месяца.
«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».
Во время всех злоключений Казимир Малевич не забывал о своих корнях. «Мене все міцніш тягнуло до Києва. Неповторним залишався у моїй пам’яті Київ. Будинки, вимурувані з кольорової цегли, гориста місцевість, Дніпро, далекі обрії, пароплави. Усе його життя впливало на мене дедалі більше. Селянки човниками перепливали Дніпро, везли масло, молоко, сметану, заповнюючи береги і вулиці Києва, надаючи містові особливого колориту», — на хорошем украинском писал Малевич в письмах к друзьям.
И в 1928 году его мечта сбылась — пришло приглашение из Киева, и художник начинает жить на два города. В украинской столице он читает лекции в Киевском художественном институте, «лечил студентов от реализма» — как сам выражался, а в Ленинграде готовится к новым выставкам.
Осенью 1930-го Казимира Малевича снова обвинили в шпионаже и антисоветской пропаганде, и посадили в ленинградскую тюрьму, где он провел три месяца, пережив пытки, после чего у него развилась болезнь простаты, которая и станет причиной его смерти в 1935-м году в Ленинграде.
«В Київі кажуть еди хоч відбавляй — вишні черешні та друга ягода що росте пиля самої землі. От би добре було вареників з сметаною та оцієї ягоди з молоком та с сахаром. Еще кажуть поросята в будинку вчених на обід можна брати…», — восторженно описывал друзьям Малевич гастрономические красоты украинской столицы перед своим последним визитом в Киев в 1930-м году после второго ареста.
И именно киевский период творчества заметно отличается от ленинградского. Теперь знаменитая геометрия Малевича разбавляется яркими красками. Казимир Северинович просто вернулся к началу и тем мотивам, которые приводили его в восторг при первом знакомстве с живописью — к многокрасочности украинского села. Так, во время поездки в село Святошин, Малевич создает импрессионистский пейзаж «Весна. Под Киевом». Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.
Также успел Малевич побыть и дизайнером. По его эскизам мастерицы села Вербивка на Киевщине делали вышивки на шарфиках, подушках, платках и скатертях и продавали их в Киеве, Москве и Берлине как образцы народных промыслов.
Читайте также: Зимний Киев глазами художников: 12 прекрасных картин
Отдала дань уважения гению авангардизма и Укрпочта, выпустив в 2018-м году именную марку. На купоне представлен портрет Малевича, а на самой марке –его «Супрематическая композиция 1» – единственная законченная работа Малевича, которая находится в Киеве. Это одна из двух картин, что хранятся в государственных собраниях страны – вторая («Супрематизм 65») находится в Пархомовском историко-художественном музее.
Светлана Мысляковская
[…] Казимир Малевич […]