Хотели бы вы отправится в прошлое и понаблюдать за жизнью 50, 100 или 200 лет назад? Узнать устои того времени, уклад жизни, своими глазами увидеть, быт того времени. Что их беспокоило, о чем они переживали, о чем мечтали и на что надеялись?
Такую возможность предоставляет архитектура. Побольше узнав об особенностях того или иного периода, вникнув в детали и нюансы можно проникнуть в эпоху, узнать больше о том, какой была жизнь в то время.
40-50-е годы XX века были отнюдь не простым временем. Война, изменение строя отразились на искусстве того времени, в частности на архитектуре. Прогуляемся по Киеву послевоенных времён и больше узнаём о том, как развивался город и что было важным в те годы.
Сталинский ампир, советский монументальный классицизм или неоклассицизм – все это названия известного архитектурного стиля 30-50-х годов прошлого столетия. Основными отличительными чертами стиля является торжественность и монументальность.
Основное влияние на стиль оказали классицизм и ампир. Мастера-классики обращались к примерам античной архитектуры, черпали вдохновение в чистых линиях и строгих колоннадах Греции и Рима. Именно отсюда пошла мода на монументальные, «тяжелые» материалы – мрамор, гранит, камень.
Ампир же, наоборот, относится к так называемым «королевским стилям». Во-первых, он отличается театральностью в оформлении построек, хотя и повторяет античные элементы. Во-вторых, особенность этой архитектуры заключается в обязательном наличии колонн, пилястр, лепных карнизов и других классических элементов. Также могут использоваться мотивы древних легенд, выраженных в скульптурах грифонов, сфинксов, львиных лап и тому подобных.
Этот стиль с его массивными монументальными формами и богатым декором, элементами военной и государственной символики, призван подчёркивать идеи могущества власти и государства. Возможно, поэтому в 40-х-50-х решили использовать подобное направление в архитектуре.
К слову, богатством украшений, различных надстроек, арок, портиков и шпилей сталинский ампир обязан также влиянию барокко, ренессанса, ар-деко и частично неоготики. Поэтому главными его чертами являются роскошь, масштаб, дороговизна, величественность.
Здания советского послевоенного периода в Киеве можно найти везде. Общее их количество составляет более 1000. К ним относятся жилые дома, школы, кинотеатры, институты, дворцы культуры, госучреждения. Одним из главных образцов считается центральная улица – Крещатик.
С 1944 по 1947 год проходил конкурс проектов по застройке Крещатика. Список разрешенных стилей был огромным – античность и ренессанс, классицизм и барокко, ар-деко и постмодернизм. Украинские национальные мотивы были под негласным запретом, зато культуру Португалии и Испании принимали с восторгом. В результате появились псевдоиспанские мотивы в оформлении порталов, создании лепных узоров и других украшений, в которых архитекторы умело прятали, например, узнаваемое казацкое барокко.
Ярким примером является арка «Пассаж» на Крещатике. Высокая массивная арка, снизу оформленная диким темным камнем. Верх «расписан» яркой искусной мозаикой. Она и выдавалась за португальский узор, а на самом деле повторяла мотивы фресок киевских храмов. Лепной декор в форме цветов по обоим сторонам арки дополняет и завершает композицию, придавая ей изящество и европейский вид.
Читайте также: Как мог выглядеть Киев: топ-6 проектов, которые не пропустила советская власть
Одними из первых построек на Крещатике были жилые дома номер 13 и 17. В 88 квартире семнадцатого жил главный архитектор проекта Добровольский. 3 верхних этажа выделяются благодаря богато украшенным колоннам с затейливыми фигурами сверху. Позже к дому был пристроен двухэтажный портик с арками, который выходил на сторону метро «Крещатик». Однако в 1989 году его разобрали в целях безопасности, ведь незадолго до этого над главным входом Главпочтамта обвалился похожий портал. В этом же году на колонне тринадцатого дома установили бронзовую мемориальную доску с барельефным портретом В. Добровольского.
15й дом с пассажем, о котором писалось ранее, существует с 1834 года. В 1936 в нем решили разместить большой магазин «Детский мир». Интерьеры должна была украшать художественная роспись стен на темы детской жизни и сказочного мира, скульптуры, барельефы, фризы и панно, макеты, детская мебель и тому подобное, а во дворе планировали построить фонтан, украсить площадь скульптурами и растениями. Проект не получил достаточной поддержки, в последствии его урезали по нехватке средств.
В 1949 здание было сильно переработано. На фасаде появились изображения колхозницы и колхозника со снопом, фигуры рабочих-метростроевцев с рейкой. Но и они не «дожили» до наших дней – в 1998 их убрали.
В моде была гигантомания – соответственно строились высотки. Правда они существенно отличались от американских. Главным образом тем, что принцип размещения был не только в формировании зданием отдельной площади, но и поддержке городского ансамбля в целом. Дом, а точнее комплекс домов, на Крещатике, 25 идеально дополняет соседние здания и логично завершает перспективу улицы Хмельницкого.
«Дом со звездой» состоит из 3 отдельных. По средине 14-этажная жилая высотка, а по бокам «крылья» по 9 этажей. На среднем доме располагается башня, которую венчает шпиль со звездой (раньше она подсвечивалась). Первый этаж отвели под кинотеатр «Дружба», просуществовавший до 2010.
По бокам возвели 11-этажные дома. Особенность этих двух домов в их уникальных украшениях. Искусная детальная лепка выделяет три этажа. Все эти здания гармонируют между собой и составляют единый ансамбль.
В импровизированном дворике перед лестницей к главному дому находится фонтан неклассической конструкции. У него нет чаши и ярусов – струи воды выходят прямой из основания фонтана. Под лестницей размещалось кафе «Грот» с красивой летней террасой. Выполнена она была на заграничный манер, со столиками и зонтиками.
А ведь всего этого могло и не быть. Согласно одному из проектов на этом месте должен был быть скромный одноэтажный Дом народных собраний с куполом. Все же до реализации он не дошел и отдали предпочтение современной высотке.
Читайте также: Дом Гинзбурга в Киеве: первый небоскреб Украины
Главпочтамт на Крещатике, 22 строили на месте бывшего доходного дома шляхтича А. Головинского, где позже в 19 веке открыли первую почтовую контору. В самом начале 20 века жильцы рассказывали о различных неприятных происшествиях, связанных с их домом. Журналисты начала 1900-х умело интерпретировали истории и наперебой рассказывали читателям все новые фантастические подробности о необъяснимых происшествиях в доме 22.
Настоящая трагедия произошла на почте летом 1989 года. Помпезный двухэтажный портик перед входом в здание обвалился. Тогда погибло 11 человек и еще 2 получили серьезные травмы. В происшествии винят строителей, которые некачественно выполняли работы по возведению портика и крали строительные материалы. Портик восстановили к 1990 году и облицевали современную Укрпошту белым мрамором.
Нынешняя мэрия появилась в 1957 году. До этого здесь был кинотеатр Шанцера на 1100 мест. Он считался считался одним из лучших во всей империи. Здание горсовета хотели сделать высотным (22 этажа) с уступчатым силуэтом, поместить на крыше шпиль. На фасаде размещались скульптуры и барельефы рабочих и колхозников. Один из архитекторов предлагал построить перед входом большой фонтан, а другие советовали установить правительственную трибуну.
Здание по соседству должно было стать городским ЗАГСом и составляло бы с мэрией полукруг. В конечном итоге решили расположить 2 министерства. Постройки соединили прямоугольной вставкой. В 50-х на первом и втором этаже был магазин «Фарфор-фаянс».
Ампир 20 века коснулся не только административных и общественных зданий. Жилые дома ничем не уступали по стилю монументальным госучреждениям и гостиницам. Всем известные «сталинки» отличаются высокими потолками и просторными комнатами.
В самом начале строительства домов такого типа к их возведению относились очень тщательно. Поэтому довоенные здания имеют изящные фасады, архитектурные изыски – лепные орнаменты, барельефы, арки. Проекты разрабатывались максимально удобными для жильцов, а внешнее оформление было украшением города.
После войны требовалось в кратчайшие строки восстановить сотни жилых домов, однако и здесь качество старались поддерживать на уровне. Особенно выделяются номенклатурные дома. Их строили для представителей высшего класса – технической и творческой интеллигенции, партийных, руководителей, военных. На этаже было 2 или 4 квартиры. Комнаты проектировались большими, среди них была библиотека, детская, кабинет, а иногда и комната для прислуги.
Отдельным большим плюсом сталинских домов является их долговечность. Запас прочности довоенных построек оценивается в 130 лет, то есть истекает он в 2060. Однако есть сохранившиеся постройки, которые смело могут находиться в эксплуатации дольше. Упомянутые выше номенклатурные дома разрешено использовать в качестве жилых домов до 2200 года. Поэтому обладатели квартир в «сталинках» могут гордиться культурным наследием своих домов, ведь немало квартир очень хорошо сохранились и напоминают музей.
Поводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день все эти здания — лишь несколько страниц истории в тысячах томов. И все же, сколько они смогли рассказать о жизни людей в то время, о ценностях и стремлениях. В следующий раз, проходя по Крещатику или возле «сталинки», остановитесь на минуту, всмотритесь в детали. Вам откроется интереснейший и многогранный период, который прожил город. Возможно самые привычные места вызовут интерес и вы увидите их с нового ракурса.
Елизавета Поддубей