Национальная опера Украины — крупнейший музыкальный театр Украины, который находится в Киеве. Рассказываем, как в Киеве построили оперный театр.
В XIX веке на Европейской площади, где сейчас Украинский дом, стоял театр, в котором время от времени проходили спектакли. Театр вмещал 500 зрителей. Его деревянная крыша настолько прохудилась, капли дождя попадали внутрь и в дождливую погоду зрители сидели в зале в зонтах.
Публика перестала быть такой терпеливой, как только в городе стала популярной киевская контрактовая ярмарка на Подоле. Коммерсанты со всей страны съезжались сюда, чтобы заключить деловые соглашения, а вечером жаждали зрелищ. Поэтому антрепренеры-гастролеры арендовали даже такое здание. Очень скоро театр не смог вмещать всех желающих, и по решению губернатора в 1856 году открыли первый киевский стационарный городской театр, вмещающий около 900 зрителей.
Площадь возле него переименовали в Театральную, а вот дорожку вымостить забыл и. И нарядно одетой публике приходилось пробираться в храм искусства по деревянным дощечкам, а, если погода выдавалась дождливой, то и любоваться заплывами свиней в лужах. Свиньи сбегали с близлежащих дворов.
И тут в Киев с гастролями приехала итальянская труппа и ее идейный вдохновитель предприниматель Фердинанд Бергер. Успех итальянской оперы в Киеве был оглушительным, хваткого антрепренера заметили, и администрация столичного театра предложила ему сформировать постоянный, а не гастрольный коллектив. Так, 8 октября 1867 года с аншлаговой «Аскольдовой могилы» и появилась первая украинская постоянная оперная труппа.
Слава о киевском театре гремела на всю Российскую империю, а выступить на его сцене честью считали лучшие из лучших. Сам Петр Ильич Чайковский специально приехал в Киев на премьеру своего «Опричника», а Римский-Корсаков и Рахманинов захотели лично поучаствовать в постановке своих спектаклей на киевской сцене. Позже споет в столичном оперном и Федор Шаляпин.
Бергер не жалел денег на красочные костюмы, декорации и гонорары звездным исполнителям. Он пригласил Александру Сантагано-Горчакову и Валентину Бианки. Публика настолько полюбила этих оперных див, что после спектаклей из театра их выносили на руках, а самые преданные поклонники впрягались в их кареты вместо лошадей, чтобы быстрее доставить своих любимиц домой.
В 1874 году произошло знаковое событие: впервые была поставлена национальная украинская опера. Ею стала «Рождественская ночь» Николая Лысенко. Она прошла четыре раза при полном аншлаге и на украинском языке.
Большие премьеры требовали больших масштабов. Но городской совет, хоть и был щедрым к работе Бергера, на новое здание все же расщедриться не решался. Возможно, оперный театр стоял бы и дальше в первозданном виде, если бы в дело не вмешался…огонь.
Читайте также: Большая сцена: топ-20 театров Киева
После утреннего показа оперы «Евгений Онегин» 4 февраля 1896 года весь персонал разъехался до вечера, а вскоре в театре вспыхнул пожар. Точную причину возгорания так и не выяснили, вроде бы кто-то из актеров забыл зажженную свечу в гримерной. В театре не было телефона, и сотрудникам пришлось бежать в ближайшую гостиницу, чтобы вызвать пожарную бригаду. А, пока она приехала, в огне сгорели декорации, музыкальные инструменты и богатая библиотека. К счастью, человеческих жертв не было.
Киев уже не мог без оперы, и городские власти решили возродить театр на прежнем месте. Был объявлен международный конкурс, в котором участвовало 30 проектов. Победил проект главного архитектора императорских театров и знаменитой Мариинки Виктора Шретера. Архитектор отказался приехать и жить в Киеве во время строительства и всеми работами руководил киевский архитектор Владимир Николаев, автор проекта Киевского купеческого собрания (ныне — здание Национальной филармонии), циркового театра Бергонье (ныне — театр им. Леси Украинки) и Вознесенской церкви на Байковом кладбище.
Смета строительства Оперного театра составила 400 тысяч рублей, было задействовано около 500 строителей и даже 60 лошадей. Но стройка затянулась – в то время в столице случился настоящим бум строительства, и ушлые торговцы материалами, естественно, тут же взвинтили цены на свои товары. В итоге смета выросла почти в три раза.
Новый Киевский оперный театр открыли 16 (29) сентября 1901 года, под аккорды кантаты «Киев». Внешний вид здания киевлянам категорически не понравился. Газеты наперебой соревновались в остроумии, называя его то ли жабой, то ли черепахой из-за зеленой крыши и необычной формы.
«Внешний вид театра крайне непривлекательный: некрасивое сооружение сидит посреди площади, словно огромная неуклюжая черепаха», — сообщала газета «Киевлянин». К хору недовольных присоединилось и духовенство. Мало того, что на фасаде театра, который всегда считался местными священниками логовом греха и порока, был установлен герб Киева с изображением архистратига Михаила, так еще и попал он в весьма спорную компанию фривольных греческих муз. В итоге герб над театром убрали, заменив его грифонами, держащими лиру.
Зато внутри интерьер поражал роскошью: обилие бархата, хрусталя, бронзы и позолоты производило эффект. Теперь в театре появились ложи для знати, партер для публики попроще и верхние ярусы с самыми доступными ценами.
Не забыв о прошлом пожаре, в этом раз строители установили противопожарный занавес в виде раздвижных ворот. Слушателей поразила и отличная акустика нового зала. Говорят, что его стены и колонны под штукатуркой были обшиты камышом, а под сценой спрятано битое стекло для гашения вибраций и лучшего прохождения звука.
После первых спектаклей, билеты на которые было не достать из-за большого количества желающих, оперный театр стал одним из самых посещаемых заведений столицы. А там, где большой успех, всегда найдется место большой трагедии.
Читайте также: “Огненные порядки”: как в Киеве появились первые пожарные части
1(14) сентября 1911-го года в Киевской опере проходил спектакль «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова в честь визита в город императора Николая II.
В антракте министр внутренних дел и председатель Совета министров Петр Столыпин стоял у барьера оркестровой ямы. Вдруг к нему стремительно приблизился молодой человек и выстрелил в него дважды. Этим человеком был Дмитрий Багров — член организации боевиков-анархистов и одновременно агент охранного отделения.
Багров сумел выпросить спецприглашение на спектакль, рассказав о покушении, которое якобы готовится на одного из сановников, и пообещал указать на убийцу. Так он пронес в зал оружие за пазухой, поскольку представителей охранки не проверяли. Багрова тут же задержали зрители, а вскоре его казнили в крепости на Лысой горе.
До сих пор некоторые любители острых ощущений специально покупают билеты на место №5 (там сидел Столыпин) и на №406 (место Багрова). А кресло №17, в которое опустился после смертельного выстрела истекающий кровью министр, находится в музее истории МВД.
С приходом к власти большевиков здание оперного театра было национализировано и переименовано в честь немецкого коммунистического идеолога Карла Либкнехта. Театр даже собирались ликвидировать, посчитав его символом буржуазного искусства, которое чуждо ценностям пролетариата. К счастью, дальше разговоров дело не зашло. Ограничились лишь демонтажем с фасада оперного театра бюстов «буржуазных» композиторов.
Во время войны киевская опера продолжала работать, но спектакли шли только на немецком языке, и теперь их смотрели немецкие офицеры и те, кто сотрудничал с оккупационным режимом. Во время одного из спектаклей советский бомбардировщик сбросил бомбу прямо в помещение оперы. Она пробила крышу и упала в партер, но чудом не взорвалась.
Так театр, пережив реконструкцию в середине 80-х годов, и дожил до наших дней, сохранив прежнюю стилевую композицию. И сегодня он по праву является жемчужиной не только украинской, но и европейской оперной культуры.
Светлана Мысляковская
Стиль написання просто неймовірний! Читала із захопленням. Тай інформація — цікава. Дякую автору і редакції за цю тему. поділюся в соцмережах!