19 апреля 2021 года исполнилось одиннадцать лет со дня смерти выдающегося художника, скульптора Василия Захаровича Бородая, автора монумента «Родина-мать», который вошел в список лучших архитектурных произведений тысячелетия, который знают во всем мире. Он также известен как автор памятника основателям Киева. Несмотря на то, что он родился в Екатеринославе (Днепре), плодами своего творчества он украсил нашу столицу. И все же в Днепре можно полюбоваться работой Василия Бородая – она хранится в коллекции местного художественного музея. Это бюст, который носит название «Портрет венгерской студентки».
Родился будущий известный скульптор 18 августа 1917 года в Екатеринославе (сейчас Днепр) в простой рабочей семье. Отец работал почтальоном. С детства маленький мальчик очень любил рисовать, однако в возрасте 15 лет он поступил учиться в фабрично-заводское училище, после окончания которого несколько лет работал токарем на одном из предприятий города. Но тяга к искусству взяла свое: юноша поступил в художественное училище, которое окончил с отличием. Это давало право выпускнику поступать в Академию художеств, находящуюся в Ленинграде.
Планы на учебу в Академии были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной, поэтому молодой человек пошел на фронт добровольцем. Окончил школу разведчиков, командовал ротой, дослужился до старшего лейтенанта, был награжден Орденами Отечественной войны I и II степени, Орденом Красной Звезды. После окончания войны Василий Захарович поступил на учебу в Киевский государственный художественный институт (в настоящее время Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), где его учителем был скульптор и педагог Михаил Лысенко.
Первой по настоящему серьезной работой было создание эскиза памятника Александру Невскому. Позднее он был включен в состав команды, которая работала над созданием памятника Николаю Щорсу в украинской столице.
Читайте также: Сокровище из пепла: история Викентия Хвойки
Василий Захарович Бородай с рабочими командировками бывал в различных странах. Особенно большое впечатление произвела поездка в Египет, вернувшись из которой у него был настоящий творческий подъем. Насмотревшись на сооружения древних египтян, скульптор создал памятник чекистам, который занял свое место на Лыбедской площади (был демонтирован в 2016 году).
Вскоре после этого, Василий Захарович был вызван на улицу Короленко (сейчас Владимирская) в Комитет Государственной Безопасности. Там скульптору показали иностранную газету, в которой была размещена статья, якобы в памятнике чекистам можно увидеть образы палачей. Тогда над Василием Бородаем нависла угроза ареста, но к счастью, власти решили не трогать талантливого скульптора.
Еще будучи студентом Киевского художественного института, у Василия Бородая возникла идея известной всем Ладьи (памятный знак в честь основания Киева). В конце 1970-х годов был объявлен конкурс на лучший памятник основателям Киева. Василий Захарович представил свою студенческою работу, с которой и занял первое место. Когда возник вопрос с местом для установки памятника, одна из чиновниц предложила изготовить памятник из хрусталя и установить его на пилон Северного моста. Однако инженеры убедили не размещать такую конструкцию на мосту из-за дороговизны и сложности установки.
Читайте также: Как менялся Киев: 22 метаморфозы украинской столицы
Да и с земли прозрачная ладья была бы плохо видна, так как высота пилона составляла 119 метров. От данного замысла отказались лишь после проведенного эксперимента, в ходе которого был изготовлен макет памятника и затем установлен на пилон. Стоит сказать, что княжну Лыбедь, являющуюся фрагментом Ладьи, Василий Захарович Бородай сделал похожей на свою младшую дочь Галину. Таким образом, скульптор увековечил дочь, которая скончалась от онкологического заболевания будучи совсем молодой. Также в Лыбеди можно увидеть черты старшей дочери Василия Захаровича Татьяны.
Так получилось, что к созданию гигантской фигуры Родины-матери также причастен Василий Бородай. Сначала работать над ней должен был скульптор-монументалист Евгений Вучетич. В послевоенные годы он создал грандиозную композицию «Воин-освободитель» (солдат, держащий маленького ребенка на руках), которая установлена в берлинском Трептов-парке. Следующая, еще более грандиозная и впечатляющая работа – «Родина-мать» в Волгограде. Третим памятником должна была стать «Родина-мать» в украинской столице.
По задумке талантливого скульптора композиция должна была составлять около ста метров в высоту, выполнена из бронзы и покрыта позолотой. Также, по плану Евгения Вучетича, украшением композиции должны были служить огромные статуи воинов, правда осуществить намеченные планы скульптор не сумел, так как скончался. Руководство советской Украины, в частности Владимир Щербицкий, предлагали завершить проект скульптору и педагогу Николаю Томскому, однако последний предложил кандидатуру Василия Захаровича Бородая.
На его счету уже были работы по созданию памятника Николаю Щорсу, он занимал должность ректора в Киевском художественном институте. Так, скульптор стал руководителем группы, а помощь в окончательной подготовке проекта ему оказывал архитектор Валерий Швецов. Многое из того, что задумал Евгений Вучетич, было переделано.
Василий Захарович Бородай предложил десяток различных вариаций «Родины-матери».
Один из них представлял женщину, которая держит меч горизонтально, он оплетен венком из лавра. Однако, советские партийные руководители приняли решение оставить замысел Евгения Вучетича: в руках скульптуры должны были быть поднятые вверх щит и меч.
Стоит сказать,что было и множество других, интересных задумок, например, солдат, набирающий в каску воду из Днепра. Также, рассматривался план изготовления монумента из обычного металла и нанесения на него слоя бронзы. Для осуществления этого эксперимента изготовили модель, установили ее на открытом воздухе. Спустя определенное время на ней появились трещинки почти незаметные человеческому глазу. Тут и было принято решение изготовить «Родину-мать» из нержавеющей стали.
Читайте также: Косиор и Николай I: топ-10 памятников Киева, которые демонтировали
Отметим, что стоит монумент на сваях, которые удалось поставить ниже уровня воды в Днепре. Сложности возникли при изготовлении огромной головы «Родины -матери». Если бы ее сделали с нормальными пропорциями лица, то глядя снизу вверх зритель бы увидел две огромные ноздри. Поэтому, слепили голову из гипса, размером с человеческую, стали раздумывать, что необходимо сделать, чтобы с большого расстояния она нормально смотрелась. В итоге, приняли решение уменьшить щеки, а нос удлинить. С близкого расстояния видно, что он огромный и несуразный, а издалека – такой как обычно.
Вообще, при создании мемориала внештатных ситуаций было много. Например, при изготовлении барельефа советских солдат, натурщиком выступал сосед архитектора Валерия Швецова. Также, была история с автоматом: огромный, весом почти четыре тонны ППШ был отлит рабочими одного из предприятий и привезен по железной дороге. Его планировалось вложить в руку солдату. Но, когда открыли вагон, в котором должен был находиться груз, то обнаружилось что он исчез –вероятнее всего его похитили охотники за металлом.
Жил Василий Захарович Бородай на улице Большая Житомирская, в летний период работал в мастерской, которая находилась в селе Мыколаевцы, что на Киевщине, сделал подарок селу – подарил изготовленную скульптуру «А мати жде..», в которой показал пожилую женщину, которая ждет своего сына с фронта.
Не стало скульптора 19 апреля 2010 года. Похоронен Василий Захарович Бородай в Киеве на Байковом кладбище.
Михаил Житный
[…] […]