Николай Соловцов не только ставил блестящие спектакли, но и дарил бедным студентам благотворительные билеты, чтобы молодёжь могла приобщаться к искусству. Так писала о нём газета “Кіевлянинъ” в 1901-м. При этом театр был известен на всю Российскую империю и активно посещался сливками киевского общества.
Почему Соловцова называли режиссёром “театра на болоте”, как он сумел полностью отказаться от суфлёров и по какой причине понёс большие убытки с итальянскими певцами? Вникаем в историю легендарной киевской труппы!
Прославивший Киев режиссёр и актёр не был уроженцем нашего города. Он происходил из рода орловских дворян Фёдоровых, гордился своим родством с первопечатником Иваном Фёдоровым. Николай Николаевич унаследовал талант предка в издательском деле. Хотя большая часть его жизни была посвящена театру, с 1897 по 1898 гг. Соловцов-Фёдоров работал cоиздателем и редактором “Кіевской газеты”.
Как актёр Николай Соловцов прославился задолго до первых киевских гастролей в 1879-м. Он даже бросил гимназию для того, чтобы полностью отдаться сцене. Уже в 19 лет Соловцов играл в спектаклях Артистического общества в Ярославле. Молодой актёр не привязывал себя к определённому амплуа и смело пробовал разные роли: от Иоанна Грозного и Отелло до эпизодических “бытовых” персонажей.
Публика в основном принимала Соловцова очень хорошо. Но некоторые критики считали, что ему не “хватало драматического темперамента для трагических ролей”, и они получались слишком “неистовыми”. А самым ярким киевским дебютом мэтра, с которого и началась история труппы Соловцова в театре Бергонье, была роль городничего в гоголевском “Ревизоре”.
Николай Соловцов выступал и получил признание в Александринском императорском театре, московских театрах Корша и Абрамовой, но в итоге выбрал тогда ещё провинциальный Киев. Почему? При всём лоске и престиже столичных театров, они во многом не подходили ему как театральному администратору. В Киеве же Соловцову удалось создать труппу, которая очень отличалась от большинства театральных коллективов империи. В первую очередь тем, что строилась не на интригах, а на профессионализме.
Николай Соловцов, в отличие от многих режиссёров и антрепренёров, был нацелен на постоянный состав труппы и серьёзную работу с каждым из актёров. Будучи руководителем Товарищества драматических артистов, он искал таланты по всей провинции и привозил их в Киев.
Так в труппе театра Соловцова появились Мария Глебова (будущая жена маэстро), Варвара Немирович-Данченко, Иван Шувалов, Николай Рощин-Инсаров, Анна Пасхалова и многие другие. На сцене театра Соловцова для киевлян впервые пел Фёдор Шаляпин и танцевала Анна Павлова — та самая балерина, в честь которой назвали знаменитый десерт из меренги.
Соловцов шокировал театральный мир тем, что практически отказался от суфлёров. Он считал, что каждый актёр должен идеально знать свою роль наизусть. По воспоминаниям современников, актёры настолько уважали и любили Соловцова, что иногда работали с ним без подписания контрактов.
Постановка любого спектакля рассчитывалась не на один сезон. В репертуаре труппы всегда была русская и зарубежная классика — Николай Соловцов довольно скептически относился к новинкам, предпочитая им известные произведения.
Больше всего киевляне любили ходить на соловцовские постановки “Зимней сказки” У. Шекспира, “Мадам Сен-Жан” В. Сарду, “Горя от ума” Александра Грибоедова, “Власти тьмы” Льва Толстого. А настоящей “изюминкой” театра считалась русская бытовая комедия.
Соловцов любил и ставил многие произведения Чехова. Драматург отвечал режиссёру взаимной творческой симпатией — его шуточная комедия “Медведь” посвящена именно Николаю Соловцову.
Первые постановки труппы Соловцова собирали зрителей в усадьбе Бергонье на Фундуклеевской (теперь Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки на ул. Богдана Хмельницкого, 5). Но Николай Николаевич мечтал о собственном театре, причём хотел, чтобы его киевский театр ни в чём не уступал московским. Эта мечта сбылась в 1898-м. В строительство, которое проходило при поддержке тогдашнего киевского градоначальника Степана Сольского, вложили колоссальные деньги.
Театр построили на месте бывшей усадьбы Фридриха Меринга — известного киевского врача, профессора Университета Святого Владимира (современный КНУ имени Тараса Шевченко). Для этого пришлось засыпать огромный городской пруд, который профессор при жизни разрешал посещать всем желающим. И “болото” под фундаментом доставило множество проблем: подземные воды периодически затапливали подвалы.
Только с помощью целой дренажной системы удалось наконец полностью отвести воду и достроить театр. Сейчас на месте “болотного театра” Соловцова находится Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко (пл. Ивана Франко, 3).
Киевская молодёжь начала XX века полюбила театр Соловцова настолько, что сбегала с занятий на его постановки и не боялась бдительных преподавателей. В числе студентов-театралов были Михаил Булгаков и Константин Паустовский.
— Гимназисты могли ходить в театр только с письменного разрешения инспектора. На неизвестные ему пьесы инспектор — историк Бодянский — нас не пускал. Не пускал он нас и на те пьесы, которые ему не нравились. Вообще, он считал театр “ветрогонством” и, упоминая о нём, употреблял пренебрежительное выражение: “фигли-мигли”.
Мы подделывали разрешения, подписывали их за Бодянского, иногда даже переодевались в штатское, чтобы не попасться Шпоньке, уныло бродившему по коридорам театра в поисках неисправимых театралов — “воспитанников нашей славной гимназии” (так Шпонька именовал гимназистов), — вспоминал позже Паустовский.
Театральных интриг, казусов и провальных постановок в театре Соловцова практически не было, за очень редкими исключениями. И то, они были связаны скорее не с самой труппой, а с внешними обстоятельствами.
После пожара, который в начале февраля 1896-го уничтожил Второй Городской театр на месте современной Национальной оперы Украины, киевляне просто боялись ходить в театры. И мартовские гастроли итальянских певцов, приглашённых в театр Соловцова, собирали минимум зрителей. Это страшно огорчало Николая Николаевича, который, к тому же, тяжело болел и не мог контролировать ситуацию. Убытки составили примерно 13 тысяч рублей.
Расстроенный антрепрёнер просил хотя бы показать ему одного итальянца, за выступление которого он столько платит. Увидев красавца-премьера итальянской балетной труппы, эстет Соловцов с юмором сказал, что деньги всё же потрачены не зря.
В “Юбилейном альбоме”, изданном перед 25-летием творческой карьеры Соловцова, приведены впечатляющие цифры: 1509 поставленных спектаклей, которые посетили 889 110 зрителей. И 37 370 билетов, подаренных тем, кто не имел возможности заплатить за спектакль в элитном дорогом театре.
Николай Николаевич немногим пережил празднование десятилетия своей работы в Киеве. Он умер от брюшного тифа 12 января 1902-го. Был похоронен в склепе на Аскольдовой могиле, в советское время вместе с женой перезахоронен на Байковом кладбище. Как пишут в сети киевляне, на могилу Соловцова до сих пор постоянно приносят свежие цветы…
Виктория Паздрий