Проходя по киевским улицам и площадям, многие даже не подозревают, что их привычные маршруты порой пролегают там, где раньше стояли храмы. К сожалению, история жестоко обошлась с этими святынями, отказав им в праве на жизнь. Но, к счастью, им не отказано в праве на память.
Это культовое сооружение было возведено в Липках в 1890 году и посвящено 900-летию Крещения Руси. Проект церкви в византийском стиле разработал епархиальный киевский зодчий Владимир Николаев (архитектор Киево-Печерской лавры).
Читайте также: Химера и гаргулья: нечисть в архитектуре Киева и ее создатели
Колокола для неё привезли специально из Москвы, а искусные умельцы из киевской мастерской Даболинга сделали резной иконостас.
В 1934 году церковь была разрушена. На её месте в Мариинском парке находится могила генерала Ватутина.
Ещё в 1696 году на средства Ивана Мазепы в Пустынно-Никольском монастыре был возведён храм в знаменитом стиле украинского барокко.
В 1831 году городские власти сделали из этого храма военный собор для молебнов, приуроченных военным триумфам.
Гордостью храма был семиярусный резной иконостас. Кроме того, в соборе находились воинские реликвии, а возле него – пушки.
По приказу правительства в 1934 году Никольский собор взорвали, а на его месте построили Дворец пионеров.
В конце ХVIII века на Подоле, неподалёку от Церкви Рождества Предтечи, стоял деревянный храм – Борисоглебская церковь.
Правда, в начале ХIХ века его разобрали, а во имя святого Бориса и Глеба к Церкви Рождества Предтечи пристроили алтарь и колокольню в стиле ампир. Поблизости располагалась приходская школа.
Приблизительное расположение Борисоглебской церкви – пересечение улиц Братская, 10 и Борисоглебская, 10. С лица земли храм был стёрт в 1934 году – в период борьбы с «поповским мракобесием».
Здание первого каменного храма Киевской Руси было заложено недалеко от княжеского терема ещё при Владимире Святославовиче, в 989 году. В строительстве Десятинной церкви, продолжавшемся 6 лет, принимали участие местные и греческие строители.
В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек. Повесть временных лет
На содержание храма князь Владимир жертвовал 1/10 (десятину) своих денежных поступлений, что и определило название церкви. Во второй половине ХІІ – ХІІІ веках храм переживает трудные времена. Дважды он подвергается разграблениям, а в 1240 году был полностью разрушен ордами Батыя.
При раскопках на месте храма археологи нашли плинфы (тонкие обожжённые кирпичи) конца десятого столетия, на одной из которых был обнаружен оттиск детской стопы – вероятно, маленького жителя древнего Киева.
В 30-х годы XVII в. митрополит Пётр Могила инициировал строительство небольшой Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в знак памяти о погибшем храме.
В 20-е годы ХІХ археологи обнаружили полный план фундаментов этого древнейшего строения, а также фрагменты мрамора, фресок и мозаик. Летом 1828 года под руководством питерского зодчего Василия Стасова стартовало строительство нового храма в русско-византийском стиле.
А ровно через 100 лет, в 1928 году церковь уничтожили по приказу советских властей.
История этой церкви берёт начало ещё в Киевской Руси. Первоначально храм был посвящён Святому Николаю Иорданскому. Вероятно, это культовое сооружение было первой православной церковью ещё до официального крещения Киевской Руси. Есть и более смелое предположение: именно этот храм (а не Пустынно-Николаевский монастырь), был построен над могилой Аскольда.
При храме существовал женский монастырь, в котором принимала постриг мать Феодосия Печерского. В середине XIII века, во время монголо-татарского нашествия, святая обитель прекратила своё существование.
«Строение каменных фундаментов доказывает самое древнейшее происхождение храма: в фундаменте положены огромные нетесаные камни между кирпичами древней работы». Кондратий Лохвицкий, украинский археолог, 1832 г.
С 1616 года женский монастырь и его главный храм Святителя Николая были восстановлены. Вторым монастырским сооружением был трапезный храм, возведённый в честь великомученика Дмитрия Солунского. Рядом находился мужской монастырь – Кирилловский, в честь которого и названа улица.
В 1787 году монастырь был упразднён, Иорданский храм Св. Николая стал приходским, а в 1821 году погиб при пожаре.
В 1884 году на Подоле при поддержке городских меценатов и на пожертвования простых прихожан была возведена Церковь Дмитрия Солунского. Храм был построен в поздней версии русско-византийского стиля, характерном для того времени.
В память о храме-предшественнике его также именовали Николо-Иорданским. При церкви работали приходская школа и хирургическая лечебница Зайцева.
В 1935 году церковь была уничтожена, а вместо неё построена школа, где во времена Второй мировой войны размещался немецко-фашистский концлагерь.
Проект храма был разработан Владимиром Николаевым. Это культовое сооружение было построено в 1861 году в поздневизантийском стиле.
Будучи духовным центром Киева, Сретенская церковь объединяла городскую элиту. Её прихожанами были доктора, учителя, предприниматели, люди искусства. Многие из них занимались благотворительностью.
При церкви действовало несколько приходских школ и столовая для малоимущих. Здесь же, при Сретенском храме, возникла первая в городе организация «Красный Крест». Церковь Сретения Господня находилась между Сретенской и Большой Житомирской, 33.
Георгиевская церковь была возведена в 1752 году на фундаменте культового сооружения эпохи правления Ярослава Мудрого.
Деньги на строительство выделила императрица Елизавета Петровна. В 1816 году здесь был погребён князь Константин Ипсиланти, «киевский граф Монте-Кристо».
В конце XIX века, по проекту Владимира Николаева, церковь была отреставрирована в неовизантийском стиле. К ней была пристроена ризница. Храм располагался по адресу Георгиевский переулок, 2. В 1934 году он был уничтожен.
Храм был возведён в конце XVII века на пожертвования горожан. Ранее на этом месте, начиная с XV века, стоял деревянный храм. В 1732-60-х годах Воскресенская церковь была отреставрирована и значительно перестроена. В 1809 году Андрей Меленский соорудил для церкви новую колокольню.
В 1811 году храм был повреждён во время пожара, после чего купола храма заменили на упрощённые. В 1886 году 4 боковых купола Воскресенской церкви разобрали.
В 1934 году храм снесли, а на его месте появился многоквартирный дом. Располагалась Воскресенская церковь в переулке Хорива, 4.
Читайте также: Легенды киевских дворов
В особняке городского религиозного общества, стоявшем в XIX веке на пересечении Большой Житомирской, 9 и Владимирской, был домовой храм Иоанна Златоуста.
Проект домового храма разработал Е. Ермаков в 1901 году. Над ним был купол, который снесли в 30-х годах прошлого века. В настоящее время в здании – НИИ истории архитектуры.
В 1870 году рядом с филармонией, в здании которой в XIX веке находилось Купеческое собрание, была построена Часовня. Её приурочили памяти спасения императора Александра ІІ во время покушения, совершённого в апреле 1866 года.
В 1911 году её перенесли в другое место, а в 1928 году снесли. Располагалась она на Царской (в настоящее время – Европейской) площади.
Этот храм в новорусском стиле, построенный в 1914 году по проекту епархиального зодчего Евгения Ермакова, существовал в районе железнодорожного вокзала, на пересечении улиц Жилянской и Симона Петлюры.
Освящён он был только в 1918 году – как храм героев Первой мировой войны.
В 1934 году церковь была снесена, а на её месте появилась автостоянка.
Этот храм в новорусском стиле, возведённый в 1873 году, обладал пятью луковичными куполами и шатровой колокольней. Автор проекта – П. Фёдоров.
Церковь пользовалась большой известностью, поскольку в ней находились макеты святынь: копии Гроба Господня и пещерного храма Климента Римского. Идея их воссоздания принадлежала архитектору А. Парланду, а реализация в 1887-1896 годах – Турвонту Кибальчичу. В основу были положены натурные замеры христианских святынь.
«Киевский Иерусалим», стоявший на углу улиц Овручской и Багговутовской, был снесён в 1935 году.
На Печерской торговой площади в 1839 году была возведена приходская церковь Святой Ольги в поздневизантийском стиле. Спустя полвека к ней добавили колокольню. Здесь находился алтарь в честь первого киевского митрополита Святого Михаила.
Церковь снесли в 1936 году, а до этих пор её некоторое время использовали в качестве общежития. Располагался храм на улице Кловской, 12 (в настоящее время – улица Гусовского).
Кстати, именно Ольгинская церковь изображена киевским живописцем Николаем Пимоненко на знаменитой картине «Выход из церкви в Страстной четверг».
Спасению Александра ІІІ от покушения была посвящена Часовня Осии Пророка, построенная на Лукьяновке в 1891 году по проекту Владимира Николаева, выбравшего на этот раз стиль «эклектика».
В 1926 году часовня, существовавшая на ул. Осиевской (ныне – Герцена) была разрушена. В настоящее время здесь – сквер и памятник Ивану Котляревскому, автору поэмы «Энеида».
Братский Богоявленский монастырь, созданный ещё в XVI веке, – жемчужина эпохи украинского барокко. Его основатель – Константинопольский Патриарх Иеремия.
Его главный собор был возведён архитектором Осипом Старцевым в 1693 году на пожертвования Ивана Мазепы.
В 1935 году собор, находившийся на улице Григоря Сковороды, 2, был снесён, сегодня на его месте – корпус Киево-Могилянки.
Здание приюта Киевского мещанского общества было построено в 1894 году. Вскоре при нём возвели небольшую кирпичную часовню и колокольню. Часовня стала храмом.
При храме Пантелеимона-целителя действовала богадельня, в которой предоставлялся ночлег и еда старикам и малоимущим. В начале XX века под руководством архитектора Николая Горденина строение было расширено, а его колокольня увеличена.
При Советах храм был закрыт. В 1941 году его открыли, и он просуществовал до 1963 года – до реконструкции улицы. Приблизительное местоположение – улица Скляренко, 4, чётная сторона.
Поначалу деревянная Троицкая церковь около трёх столетий просуществовала вблизи Софийского монастыря. В середине XIX века её перенесли в Лыбедскую часть Киева, испытывавшую острую потребность в приходских храмах.
В начале прошлого века церковь отстроили, а рядом начали строительство ещё одного каменного храма. Однако оно было прервано Мировой войной и революционными событиями. В конце 1920-х недостроенный храм разобрали.
При Советах Троицкую церковь использовали как складское помещение. Во время Второй мировой войны церковь была действующей. Летом 1963 года храм, стоявший на пересечении улиц Большой Васильковской, 51 и Жилянской, разобрали, а вместо него открыли летнее кафе. Спустя 6 лет здесь была построена 16-этажка.
В 1707 году, на пожертвования Василия Кочубея, киевского генерального судьи, на месте древнейшей деревянной церкви XII века, которая погибла при пожаре 1660 года, был построен каменный Васильевский храм. Позднее он был переосвящён в Трёхсвятительский.
У Церкви было три купола, что характерно для украинских традиционных храмов. В 1888 году, по случаю 900-летия Крещения Руси, храм отреставрировали и снова переосвятили как Церковь Василия Великого. В начале позапрошлого века при ней построили колокольню. В 1936 году храм был разрушен, а на его месте появилось здание Министерства иностранных дел.
Возведённая в 1867 году, Часовня Николая Чудотворца была частью проекта «по обделке откосов горы» на набережной Днепра. Проект часовни в стиле «эклектика» разработал киевский епархиальный архитектор Павел Спарро.
Находилась часовня на Днепровском спуске, на Набережном шоссе у Метромоста. В 1935 году она была снесена.
В 1887 году, на пожертвования мэра Киева Ивана Толли был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Автор проекта – Владимир Николаев. В церкви было три алтаря, созданных в монументальной византийской стилистике.
В начале прошлого века на звонницу храма водрузили трёхтонный колокол. В 1914 году при Церкви Благовещения было учреждено первое во всём городе благотворительно-просветительское братство.
От подворья храма сохранилось лишь здание приходской школы. В 1935 году церковь была уничтожена. В настоящее время на её месте, по адресу улица Саксаганского,64, находится лицей №21.
Эта церковь, посвящённая Николаю Чудотворцу, была основана гетманом Самойлой Кошкой в XVI веке в знак благодарности за то, что ему удалось спастись из турецкого плена. Эпитет «добрый», вероятно, появился в названии из-за соседства с лечебницей для стариков и немощных.
Оба здания пострадали при пожаре и были перестроены. В результате появилось два храма – Святого Симеона Столпника и Святой Варвары.
В 1822 году Церковь Николы Доброго была восстановлена. На протяжении 25 лет её настоятелем был протоиерей Александр Глаголев, ректор Киевской духовной академии. В 1937 году он был арестован, а вскоре погиб в Лукьяновской тюрьме. Он признан новомучеником.
В числе прихожан этого храма, расположенного по улице Покровской, 6, был отец Михаила Булгакова, профессор духовной академии Афанасий Булгаков.
В 1935 году церковь была снесена, а на её месте построили школу. Уцелели только колокольня и малый храм. Сохранившуюся колокольню часто принимают за храм Николы Доброго.
Храм в стиле украинского барокко, посвящённый Николаю Чудотворцу, был возведён в 1715 году на улице Никольской.
В 1934 году его снесли. Ныне там – станция метро «Арсенальная» и многоквартирный дом (улица Ивана Мазепы, 3).
Церковь Александра Невского была построена в 1866 году при городской богадельне, располагавшейся в усадьбе Акима Сулимы. Здесь был приют для вдов, немощных и стариков, а также столовая для малоимущих.
В 1920 году церковь, находившуюся на улице Лютеранской, 16, разобрали, а приют стал жилым домом.
В 1887 году на Шулявке, в районе, где жили ремесленники, студенты и фабричные рабочие, была построена Церковь Марии Магдалины. Храм из светло-жёлтого кирпича сочетал черты новорусского стиля с архитектурными элементами романтизма и неоготики. Он имел 4 угловые башни, монументальный купол и колокольню.
Читайте также: 10 украинских замков и дворцов, которые навсегда могут исчезнуть
Строительство проходило под руководством полковника Вадима Катеринича – военного инженера, принимавшего участие в постройке храма исключительно из идейных соображений, то есть, безвозмездно.
В 1935 году церковь снесли. В настоящее время на её месте, в переулке Политехническом, 2а, находится лицей №142.
Все перечисленные выше храмы — только часть святынь, которые украшали Киев на протяжении его огромной и сложной истории. Такие места называют «намоленными». И, пожалуй, лучшее, что мы можем сегодня сделать в знак памяти о них, — это замедлить шаг, проходя мимо сакральных островков истории, доступных только духовному зрению.
Юлия Гаврилова
[…] Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся тольк… […]
[…] Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся тольк… […]
Самойлой Кошкой …
Ну Вы, Юлия, Даете!
Самойлом, имя мужского рода, заканчивается на «о» — Самойло, а не Самойла
[…] Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся тольк… […]
[…] Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся тольк… […]
Юлия, большое вам спасибо за подборку РАЗРУШЕННЫЕ ХРАМЫ КИЕВА: ЦЕРКВИ, СОХРАНИВШИЕСЯ ТОЛЬКО НА ФОТОГРАФИЯХ
У Вас есть одна неточность на коллаже.
Домовая церковь Иоанна Златоуста на углу Большой Житомирской и Владимирской
На фото НИИ истории архитектуры находится справа и .именно , там и находилась церковь. У вас же церковь находится на месте пожарной каланчи
[…] Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся тольк… […]
[…] Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся тольк…. […]
[…] Читайте також: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся тольк… […]
[…] Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся тольк… […]
[…] Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся тольк… […]