Театр не может существовать без зрителя. А для того, чтобы зритель был, нужен хороший художественный руководитель. Он должен мыслить нешаблонно и постоянно придумывать что-то новое. Таким человеком и был Эдуард Маркович Митницкий.
Эдуард Митницкий родился в Киеве, в 1931 году. Он никогда не афишировал подробностей своей жизни. Никто не знал как у Эдуарда дела в семье, какое финансовое состояние и даже чем он занимался до театральной деятельности.
Однако, Эдуард был очень предан театру. И это, несомненно, оказало влияние на театральную индустрию в Украине.
Эдуард Митницкий начал свою карьеру сразу после окончания Киевского института театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого. Долгое время ему пришлось ставить свои спектакли в разных киевских кабаках, чтобы хоть как-то заработать денег.
Однако, через некоторое время потраченные усилия окупились: в 1972 году Эдуард стал главным режиссёром Киевского театра оперетты, где проработал два года.
Он продолжал ставить спектакли в разных театрах ещё много лет, пока не создал собственный театр. Сам Эдуард вспоминал про эти времена с большой неохотой. Он не любил говорить о том, как ему было трудно.
Читайте также: Поплавський продавав кожухи, а у Фагота проводили обшук: як українські зірки підкорювали Київ
В 1978 году Эдуард создаёт собственный театр. Он добивался этого очень долгое время, пока наконец не смог убедить киевские власти, что в городе нужен ещё один театр на русском языке.
Конечно, изначально приходилось трудно. Эдуарл смог собрать труппу, но у коллектива не было собственного здания. Казалось, что затея с театром обречена на провал.
И всё же, Митницкому удалось осуществить задуманное. Всего через полгода после собрания труппы состоялась премьера спектакля «Высшая точка — любовь», который ещё три года путешествовал по разным театральным площадкам Киева. Спектакль поставили в Республиканском кукольном театре на Шота Руставелли.
Кроме того, театральная труппа репетировала ещё восемь пьес, даже несмотря на отсутствие помещения. Репетиции начинались вечером и затягивались до глубокой ночи. Каждый день прогоняли по две пьесы. А ещё, актёрам приходилось самим монтировать себе сцену и разбираться с электрикой.
Через некоторое время, в 1982 году, киевские власти отдают театру Митницкого помещение кинотеатра «Космос», который находился на левом берегу. Здание находилось не в лучшем состоянии, ему требовался ремонт. Но это не остановило Эдуарда. Сначала здание переделали в театр-фойе, где была первая малая сцена на территории Украины. А уже в 1990 году театр открыли в том виде, в котором он сейчас.
Как вспоминают коллеги Эдуарда, он был перфекционистом. К примеру, режиссёр мог несколько раз поменять название спектакля, чтобы привлечь зрителя или по многу раз менять финал пьесы, приводя при этом в замешательство актёров. Кажется, что Эдуард никогда не был по-настоящему доволен своими спектаклями.
Более того, режиссёра очень волновала заполненность зала. Один раз, перед показом детского спектакля, Эдуард специально вышел в зал, чтобы посмотреть сколько пришло зрителей. Он никак не мог решить: ругать распространителей билетов, или наоборот – хвалить. Но тут его увидел один мальчик и крикнул: «Ой, мама, смотри – Бог!». Эдуарду настолько понравилось сравнение, что он напрочь забыл про кассу.
Читайте также: Знаменитые киевляне: академик искусств Николай Пимоненко
Помимо Театра на Левом берегу Эдуард Митницкий давал спектакли и за рубежом. Он сотрудничал с театрами в России, ставил спектакли в Чехии, побывал в Болгарии, Германии и во многих других странах.
Особенно плодотворным было сотрудничество Эдуарда с Литвой. На литовской сцене Митницкому удалось поставить такие пьесы как «Украденное счастье», «Пять пудов любви» и «Анна Каренина».
Кроме того, несмотря на активную деятельность в Театре на Левом берегу, Эдуард много гастролировал и по украинским театрам. Он сотрудничал с Театром русской драмы имени Леси Украинки, Николаевским театром, Одесским русским драмтеатром и со многими другими.
Ещё, Митницкий работал с независимыми и ученическими театральными труппами. Он принимал активное участие в постановках теле и радиоспектаклей и не видел в этом ничего постыдного.
Читайте также: Нечиста сила і камені з неба: містика будинку Сулими
Эдуард оставался художественным руководителем театра вплоть до конца своей жизни. Он очень ответственно относился к своей должности. Его перфекционизм касался всего: от подбора актёров до плотности графика. Свою позицию режиссёр объяснял так:
Какой бы ни была пьеса, наше задание сделать так, чтобы спектакль походил на взрыв.
На каждой репетиции Эдуард склонял актёров к диалогу. Во-первых, это помогало актёрам лучше узнать друг друга, а во-вторых, диалоги на отвлечённые темы всегда раскрепощают.
Кроме того, Митницкий старался быть везде при делах. Он стремился знать всё обо всём, чтобы понимать, чем живут люди в его театре. И всегда отстаивал интересы своих сотрудников, чего бы ему это не стоило.
На счету у драматурга множество престижных наград и два народных звания. Он является Народным артистом Украины и России, а также Народным артистом СССР.
Ещё, Эдуард обучал режиссуре. Он основал собственную режиссёрскую школу и был профессором кафедры режиссуры и актёрского мастерства в университете имени Ивана Карпенко-Карого.
Всего на счету у режиссёра более 140 спектаклей, созданных в Украине и за её пределами. После смерти Митницкого, художественным руководителем Театра на Левом берегу стала Тамара Трунова, которую он ранее обучал режиссуре.
Эдуард Митницкий умер 31 октября 2018 года в возрасте 87 лет. 3 ноября состоялась церемония прощания с режиссёром, на которую пришли его коллеги, ученики и просто люди, которые уважали его творчество.
Эдуард считал, что главное задание театра – не дать зрителю отдых, а наоборот – создать эмоциональную нагрузку. А если этого не происходит, то значит, театральная труппа ужасно работает.
Режиссёр всегда говорил, что эмоциональное напряжение, созданное актом искусства – огромное счастье. Ведь такой всплеск эмоций не травмирует, а обогащает человека и наполняет его изнутри.
Татьяна Шарапова
[…] Читайте також: Преданность сцене: основатель Театра на Левом берегу Э… […]
[…] Читайте также: Преданность сцене: основатель Театра на Левом берегу Э… […]