История киевской княгини Ольги настолько запутанная, что историкам остается лишь выдвигать гипотезы касательно ее происхождения и жизни. Ольга централизовала власть в Киевской Руси, объединила и укрепила государство, громко заявила о себе на международной арене, пропагандировала христианскую религию, дабы избавится от позорного ярлыка «варваров» среди европейских стран. Она была одной из величайших деятельниц истории, оставив после себя немало загадок.
Нашу историю, вплоть до XI века, можно сравнить с мифологией. Тысячи научных работ посвящены изучению истории Древней Руси, но попытки связать все известные нам сегодня сведения от древних летописцев и от других народов в одну систематическую концепцию – провалились под натиском аргументов. Разные данные противоречат друг другу, цифры не сходятся. Это говорит нам о том, что история полна не только фактами, но и вымыслами, и отличить одно от другого порой непросто.
Дата рождения княгини Ольги не известна. «Степная книга» указывает, что Ольга умерла в 80 лет, «Архангелогородский летописец», говорит, что на момент брака ей было 10 лет. Сопоставив данные ученые посчитали, что Ольга должна была родиться в 893 году. При том ее сын Святослав, согласно Ипатьевскому списку «Повести временных лет» родился примерно в 942 году, другие говорят о промежутке с 938 по 943 год, а это означало бы, что только старшего сына Ольга родила в 45-50 лет.
Согласно летописи «Повесть временных лет» на политической арене княгиня появляется в 903 году, когда Игорь Рюрикович решает жениться. Летопись гласит, что жену Ольгу ему привели из «Плъскова». Часть историков перевели это название как Псков, часть считают, что это столица древней Болгарии – Плиск, а остальные утверждают, что на самом деле она была родом из потерянного города недалеко от Киева, так как остается непонятным зачем нужно было привозить невесту так издалека.
Историки считают, что некогда районной центр село Плисков в Винницкой области мог быть местом рождения княгини. Там найдены останки древнего городища, а земля эта была важным стратегическим объектом того времени, граница полянских, древлянских и уличских земель. В типографской летописи конца XV века Ольга значилась дочерью Олега Вещего, который был опекуном Игоря, после смерти Рюрика.
На самом деле и дата свадьбы остается под вопросом. В Новгородской Первой летописи сведения о женитьбе Игоря и Ольги не датированные. Это говорит о том, что самые древние летописцы не имели данных о дате свадьбы. Скорее всего год, названный в «Повести временных лет», появился позднее, когда Нестор пытался привести историю в хронологический порядок. Далее на бумаге Ольга упоминается лишь в 944 году в русском-византийском договоре. В итоге, либо дата их свадьбы надуманная, либо в истории великой княгини брешь в несколько десятков лет.
«Повесть временных лет» датирует смерть князя Игоря 945 годом. Князь умер от рук древлян из-за многократного увеличения собираемой дани. Так как сын его был еще маленьким на престол всходит Ольга. Но есть и другая теория. Михаил Грушевский в своей монографии «История Украины-Руси» предполагает, что княгиня Ольга могла править Русью еще до Игоря.
Историк считает, что между правлением Олега и Игоря на престоле был еще какой-то князь, которого не сохранила история. Вероятно, это могла быть и Ольга, если она и правда являлась дочерью Олега Вещего. Сказать достоверно невозможно, но в народном творчестве именно она, а не Игорь воспевалась как достойный наследник престола. Согласно этой легенде Ольга выходит за Игоря, потому что так требовал закон и делит с ним власть. Такой порядок событий говорит о возможной дате свадьбы не в 903 году (цифра, которая и так под сомнением), а в конце 30-х годов, что могло бы объяснить позднюю дату рождения Святослава.
Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся только на фотографиях
В основе летописи временных лет лежит легенда с символическим подтекстом о мести Ольги древлянам после смерти своего мужа. Якобы древляне несколько раз посылали представителей своего края свататься к княгине, а Ольга каждый раз их уничтожала. Первый раз – закопав в землю, второй – сжигая в бане, третий – приказав дружине перебить всех предварительно опоив. Последняя была частью своеобразной тризны на могиле мужа. Все эти три поступки являлись ритуалом языческого захоронения в символическом свете.
Согласно истории о четвертой мести, Ольга пошла на древлянские земли с войском, победив их установила дани и налоги, а после вернулась в Киев. Позже Нестор летописец делает врезку в текст Начального свода и рассказывает нам еще и об осаде столицы древлян Искоростеня в течении целого лета 946 года, а также о ее жестоком поджоге. Ольга, якобы попросив у жителей столицы в дань по три голубя и три воробья, привязав к их лапам горящую ветошь и отпустив обратно к гнездам, сжигает город дотла. Красивая история, только больно похожа на сказку. Многочисленные эксперименты над птицами доказали, что если к лапкам птиц привязать что-то горящее, то они инстинктивно не полетят к своему гнезду, дабы не подвергать опасности своих птенцов и жилье. Тем более в те годы был уже создан так называемый «Греческий огонь». Как раз им в 941 году и подожгли корабли мужа Ольги в Черном море.
Княгиня Ольга действительно сделала много для Киевской Руси. После смерти Игоря она с дружиной с лёгкостью подавила бунты племенных княжеств против Киева, ликвидировав племенную автономию, что ознаменовало начало территориального очерчивания Киевской Руси.
Ольга начала активно заниматься политикой, всеми силами пыталась утвердить Киевское государство на международной арене. Все мы читали в школах о визите в Константинополь, который подробно описывает Нестор Летописец. Достоверность этой поездки не является абсолютной и вызывает множество дискуссий начиная с ее даты. «Повесть временных лет» описывает эти события в промежутке 954-955 года, византийский император Константин Багрянородский в своей книге «О церемониях византийского двора» указывает дату – 946 год. Нестор обозначил, что именно в этой поездке Ольга становится первым правителем Руси, принявшим христианство, несмотря на то, что сын, дружина и весь народ все еще являлись язычниками.
В летописи описана история, в которой Ольга хитростью добивается своего. Император Константин VII Багрянородный хотел жениться на ней, на что княгиня ответила, что союз язычника и христианина невозможен, и он окрестил Ольгу. Позже она снова отвергает его сказав, что теперь является крестной дочерью императору и их союз, согласно религии, невозможен. Сегодня известно, что история из летописи лишь пересказ библейской истории о визите царицы Савской к Соломону. А вот сам император Константин Багрянородский в книге «О церемониях византийского двора» не упоминает вообще никакого крещения Ольги и целей ее визита. Но не стоит сразу отрицать факт принятия христианства княгиней. Из этого византийского источника известно, что с Ольгой приезжал священник Григорий. Это может свидетельствовать о том, что Ольга уже была крещенная. Тем более в русско-византийском договоре уже в 944 году было свидетельство наличия христианства в Киевской Руси — упоминание соборной церкви. Некоторые источники все же подтверждают крещение княгини, только датируют его 957 годом.
Читайте также: Масоны: история “вольных каменщиков” Киева
Что правда, а что вымысел до сих пор неизвестно. Однако, мы знаем точно – Ольга была одной из величайших деятельниц истории, оставивших после себя немало загадок.
Анастасия Булдыгина
[…] Читайте также: Княгиня Ольга: “железная леди” Киевской Руси […]
[…] Читайте также: Княгиня Ольга: “железная леди” Киевской Руси […]
[…] Читайте также: Княгиня Ольга: “железная леди” Киевской Руси […]
[…] Читайте также: Княгиня Ольга: «железная леди» Киевской Руси. […]
[…] Читайте також: Княгиня Ольга: «железная леди» Киевской Руси […]
[…] Княгиня Ольга […]