Китаево – поистине магическое место, обросшее легендами. Всё здесь овеяно дымкой тайны: многоуровневые подземные галереи, монашеские пещеры, чудотворные иконы, купальни и живописные пруды. Здесь царит мистическая энергетика.
На южной окраине Киева расположена таинственная местность – «Китаево». Загадка кроется уже в названии. Дело в том, что никакого отношения к Поднебесной эта местность не имеет. Китайцы здесь не живут, разве что приезжают в качестве туристов.
Вероятнее всего, «Китаево» восходит к тюркскому слову «китай» – «стена, крепость, осадная башня». Действительно, во времена Киевской Руси здесь располагалось городище, обнесённое крепостной стеной и охранявшее его от кочевников. Есть и другое объяснение. Согласно старинной легенде, в XII столетии на этом месте стоял дворец Андрея Боголюбского по прозвищу Китай (что, вероятно, означало «Крепкий»).
Се аз великий князь Китай, нареченный во святом Крещении Андрей Юрьевич. «Грамота Киево-Печерской Лавре» А. Боголюбского
Вполне может быть, что название «Китаево» происходит от слова «китец», что означает «житель скита» (Словарь В. Даля). Ещё один вариант: этот топоним восходит к древнерусскому слову «кит» – длинная жердь. Такими «китами» в древности обносили крепости.
Географические границы местности – Китаевская улица, Пироговский Шлях и проспект Науки. По соседству находится Корчеватое. Существует гипотеза, что через эту местность пролегал торговый путь «из Варяг в Греки».
На площадках, сохранившихся на здешней Китай-горе еще во II веке до нашей эры (эпоха меди-бронзы и ранний железный век), были древние поселения. А в V веке нашей эры здесь появилось 5 городков, из которых два века спустя возник город Пересичен.
По мнению археологов и историков, в VIII-IХ столетиях у подножия Китай-горы было основано славянское поселение – посад. В середине Х века здесь возникло Китаево городище. Фрагменты поселения и могильного кургана X-XIII столетий сохранились здесь до настоящего времени.
К востоку от главного монастырского подворья находится пещерный комплекс. К нему – через дамбу Китаевских прудов – ведёт лестница, сооружённая послушниками. У входа в пещеры стоит часовня.
Подробная карта подземных ходов, их загадочная топография всё ещё не достаточно изучены. Вполне вероятно, что они возникли ещё в добатыевскую эпоху. Известно, что несколько столетий назад здесь было четыре «этажа» рукотворных пещер. В них находились кельи, в которых отшельники уединялись от мирской суеты. Во времена военных конфликтов подземелье служило убежищем от врагов. Подземные ходы были связаны с соседними монастырями.
Однажды ночью монахи-воины поймали лазутчиков. А наутро мирные жители с ужасом увидели кресты, установленные вдоль монастырской стены. На них вниз головами были распяты враги.
Существует предположение, что в давние времена здесь воспитывали монахов-воинов, которые владели единоборствами и противостояли набегам кочевников, защищая мирное население.
Сохранилась легенда: однажды ночью монахи-воины поймали лазутчиков. А наутро мирные жители с ужасом увидели кресты, установленные вдоль монастырской стены. На них вниз головами были распяты враги.
В ХIV веке подземные ходы и помещения были объединены в пещерный монастырь Китаева (в более современном варианте – Китаевская) пустынь, который три века спустя оказался под патронатом Киево-Печерской лавры. Кстати, «пустынь» – это монашеское поселение, расположенное на некотором отдалении от главного монастыря.
Когда в начале ХVIII столетия был построен скит, удалённый от Лавры, эта местность приобрела большую популярность среди православных паломников. Тогда же по указу Д. Голицына, генерал-губернатора Киева, здесь возвели храм Сергия Радонежского.
Читайте также: Труханов остров: история «Киевской Венеции»
Именно на месте этой деревянной церкви в 60-х г.г. ХVIII века появился Свято-Троицкий храм. Он был возведён по проекту архитектора Стефана Ковнира в стиле знаменитого украинского барокко. Около храма растёт самый старый каштан во всём Киеве. Его возраст – более трёх веков.
Со временем здесь возник единый архитектурный ансамбль: кроме Свято-Троицкого храма появилась колокольня высотой в 45 метров, трапезная, Церковь Двенадцати апостолов и Церковь трёх святителей: Петра, Алексея и Иона. А ещё был построен братский корпус, кельи и даже дом для престарелых служителей святой обители.
К середине XVIII столетия Китаева пустынь стала «Киевским Афоном». Кстати, именно отсюда будущий Серафим Саровский отправился в Саров.
Вернувшись в богатый отчий дом, 9-летняя Даша испытала чувство острого разочарования. Мелочность и суета жизни противоречили её отношению к миру. А когда прошло ещё некоторое время, и встал вопрос о замужестве, юная Даша приняла окончательное решение – уйти от мирской суеты в монастырь.
Пожалуй, наибольшую известность из всех обитателей Китаевой пустыни снискал загадочный старец Досифей. На самом деле под его именем скрывалась некая Дарья Тяпкина, по происхождению рязанская дворянка.
В возрасте двух лет от роду (20-е годы XVIII в.) Дашу привезли погостить к бабушке-монахине. По её настоянию девочка осталась в монастыре на целых семь лет. Здесь она прониклась монашеским образом жизни и научилась читать. Букварём, конечно, было Евангелие.
Вернувшись в богатый отчий дом, 9-летняя Даша испытала чувство острого разочарования. Мелочность и суета жизни противоречили её отношению к миру. А когда прошло ещё некоторое время, и встал вопрос о замужестве, юная Даша приняла окончательное решение – уйти от мирской суеты в монастырь.
Однако принять постриг без позволения родителей тогда было нельзя. И 16-летняя Даша покупает на базаре мужскую крестьянскую одежду, остригает волосы и отправляется в Троице-Сергиеву лавру. Позднее, стремясь отыскать более надёжное убежище, она перебирается в Китаеву пустынь.
Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся только на фотографиях
А тем временем родственники не прекращали искать Дарью. Как-то к ясновидящему старцу Досифею приехала Агафья Тяпкина, родная сестра Дарьи, в надежде что-нибудь узнать о беглянке. Досифей рассказал Агафье, что Дарья сделала свой выбор, приняла постриг и разыскивать ее не стоит.
Келью отшельника Досифея навещала сама императрица Елизавета Первая, обращаясь к мудрому «старцу» за советами.
Согласно завещанию, тело старца предали земле без омовения. Поэтому даже после погребения тайна монаха некоторое время сохранялась. Секрет Досифея, а точнее, Досифеи, был раскрыт её сестрой, которая по портрету узнала Дарью. Мощи отшельницы захоронены у северной стены Свято-Троицкой церкви.
Был знаменит и другой обитатель Китаевой пустыни – монах Феодорит, известный также как чудотворец и прорицатель Феофил. Сохранилась легенда, что в детстве его три раза пыталась утопить собственная мать, однако он чудом оставался в живых. В семилетнем возрасте Фома осиротел, и после этого он начал свой путь к ясновидению и целительству.
ХІХ век стал временем расцвета Китаевой пустыни. Здесь были: пасека, сады, виноградники, огороды. Прибавьте к этому рыбную ловлю и сбор ягод и грибов. Щедрыми дарами природы были обеспечены не только послушники и служители монастыря, но и вся Киево-Печерская Лавра. В 1853 году святая обитель была переименована в Свято-Троицкий Китаевский монастырь.
Однажды один из монахов, диакон, в обязанности которого входило наблюдение за порядком в церкви, не успел вовремя прийти к трапезе. Ему было сделано замечание, а в обеде отказано.
Проголодавшийся послушник счёл это оскорблением. После того, как его настоятельные требования не увенчались успехом, взбешённый диакон обрушил свой гнев на икону: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, а за все это не только нет ничего у меня, но даже и куска хлеба в подкрепление усталых сил моих!».
Прокричав эти слова, диакон пронзил святыню ножом. Из пореза хлынула кровь, а лик Богоматери смертельно побледнел. Не в силах пережить своего преступления, диакон ослеп и потерял рассудок. А вскоре весть об этом происшествии облетела весь монастырь.
Игумен, испытывая жалость к своему несчастному собрату, всю ночь провёл в молитвах о спасении его души, помиловании и исцелении грешника. Однако слепота и помешательство не оставляли бедного диакона.
Читайте также: Восемь легенд Дарницы: трипольские находки и бравый солдат Швейк
В течение последующих трёх лет монастырская братия возносила к Богу молитвы о спасении бедняги. Наконец Богородица посетила игумена во сне и сказала, что дарит дерзкому диакону помилование. Вместе с тем, как гласит легенда, «рука его за дерзость и святотатственный поступок против Меня будет осуждена во второе пришествие Христово».
Наутро грешник, действительно, прозрел, к нему вернулся рассудок. Остаток жизни он провёл в молитвах, раскаиваясь в своём преступлении.
Через три года после смерти диакона тело его открыли. Монахи, совершавшие этот обряд, увидели, что его рука, которой он совершил свой проступок, не истлела и почернела.
ХХ-й век застал монастырь в состоянии расцвета. Здесь даже имелся собственный водопровод, который работал с помощью паровой машины.
Главным праздником в монастыре считался день Святой Троицы. К нему была приурочена традиция проведения монастырских ярмарок. В эти дни сюда стекались толпы народу.
К сожалению, в период борьбы с «поповским мракобесием» (30-е годы прошлого века) в жизни Свято-Троицкого монастыря наступили трагические дни: советские власти закрыли святую обитель.
Её ренессанс начался более полувека спустя – в 1990 году. А вскоре Досифею и Феофила канонизировали. Скитоначальником стал Феофил Россоха.
Китаево пронизано многочисленными тропами – широкими и узкими. Центральная, самая широкая тропа пролегает вдоль Китаевских прудов, в которых обитают дикие утки. Многие приезжают сюда на рыбалку. Над прудами живописно склонились деревья, хранящие множество тайн. Раскрыты из них далеко не все.
Юлия Гаврилова
«Великий князь» Андрей Боголюбский сжег Киев и разграбил собор Св.Софии
[…] Читайте также: Китаева пустынь: тайны Киевского Афона […]
К сожалению в конце 90х в монастыре засели преступники , как говорится оборотни в рясах. Они развели грязь вокруг, настоящий мусорник. Много скандалов и конфликтов было с местными жителями, втч самозахват територий и убийство , дело о которым почемуто просто закрыли.
Меня небыло там года три. Конечно я надеюсь что святая земля очистилась с тех пор как я увидел этот беспредел в монастыре.