Киевские пассажи: торговые улицы родом из Парижа

15:55  |  16.04.2021
большой пассаж

Пассажем называют торгово-жилое здание, образующее своими параллельными корпусами улицу-коридор. Бум на пассажи настиг Европу в конце XVIII — начале XIX века. В то время прогулки вдоль торговых рядов, которые обязательно заканчивались в кофейне, считались признаком хорошего тона. Впервые крытую улицу построили в Брюсселе — пассаж Сен-Юбер. С тех пор началась мода на подобного рода строения по всему миру (в одном только Париже их около полутора сотен). По сей день самым известным пассажем считается миланская галерея Витторио Эмануэле ІІ.  

Первый из трех пассажей построили в Киеве только в конце XIX века. Конечно же, по размерам, богатству архитектурного стиля и внутреннего убранства киевские пассажи сильно уступали европейским, московским, петербургским и даже одесскому. Тем не менее наши доморощенные пассажи — весьма существенная деталь в очень непростой архитектурной ситуации, сложившейся в современном центре Киева. 

Утраченное наследие Киева: Малый пассаж

Малый пассаж

Период формирования главной улицы Киева — Крещатика — совпал с бурным развитием всей городской торговой и промышленной деятельности. Если до этого центром торговли был Подол, то в XIX веке улица объединила между собой все части города и получила шансы стать главной торговой артерией. Поэтому начиная 70-х годов XIX столетия, то есть во времена бурной каменной застройки Крещатика, здесь не возводилось ни одного здания, где бы не предусматривалось наличие множества торговых точек.

Одним из них стал пассаж Ждановского или Малый пассаж (так его назвали после того, как возвели еще один пассаж напротив). Он находился на месте нынешней Киеврады. На то время, это была самая дорогая торговая недвижимость в Киеве. Незаурядное архитектурное сооружение, построенное в 80-е годы XIX века, сильно выделялось благодаря своей форме и наибольшему количеству наружной рекламы на всей улице. Это был эдакий киевский «Таймс-сквер».

На первых этажах пассажа разместился кинотеатр Шанцера и цветочный магазин Григорьева, магазин колониальных товаров Сергея Васильевича Перлова (в основном продававший чай и кофе), ателье Миндлина и портного Тарасова, магазин готового мужского, дамского и детского платья известного купца Мандля, популярный бутик головных уборов.

Малый пассаж после революции

Малый пассаж после революции

Такое количество ателье объяснялось соседством с офисом Первого киевского товарищества закройщиков. Оно также располагалось в Малом пассаже. Рекламных плакатов с услугами ателье на фасаде здания висело больше всего. Они заманивали покупателей своими низкими ценами и скидками для студентов.

В левом корпусе Малого пассажа существовала гостиница. В торцевом здании — несколько мелких контор и квартир хозяев торговых заведений. Оттуда специальная лестница вела посетителей на Пушкинскую. Это облегчало передвижение пешеходов по центральной улице, которая уже тогда была самой забитой транспортом дорогой.

малый пассаж после Второй мировой войны

Малый пассаж после Второй мировой войны

После революции здание Малого пассажа почти не изменило свой профиль. Поменялись только торговые точки. Национализированный кинотеатр Шанцера превратился в кинотеатр «Новости дня». Рядом разместилась «Столовая национальных блюд» в бывшем магазине Перлова. Судьба Малого пассажа оказалась трагичной, как и доля всего довоенного Крещатика. Осенью 1941 года он был взорван. После войны его решили не восстанавливать.

Большой пассаж: живая легенда

Пассаж, ул. Хрещатик 15

В 1913 году усадьбы кондитера Штифлера и подрядчика Гинзбурга (они располагались по соседству) приобрело богатейшее страховое общество «Россия» за 1,5 миллиона рублей. На участках было решено построить торговый дом со сквозным проходом. Для этого все старые здания снесли, а на их месте возвели пассаж по проекту петербургского архитектора Павла Андреева.

Учитывая специфические размеры участка, напоминавший узкий вытянутый прямоугольник, Андреев предложил возвести два параллельных корпуса, создав между ними улицу-коридор, а фасады — украсить оригинальными лепными фигурами. В линию Пассажа архитектор внёс едва заметный излом.

К сожалению, этот впечатляющий градостроительный ансамбль не состоялся во всей своей красе и величии. Первая мировая война помешала достроить фасадную часть, выходящую на Крещатик, а революция и гражданская война — все остальное. Существовал даже проект установки огромной стеклянной крыши — весьма сложной инженерной конструкции.

В Большом пассаже, как стали величать его киевляне, чтобы отличать от Малого пассажа, под магазины на первых этажах были спроектированы великолепные помещения с огромными окнами арочного типа. Как следует «обжить» этот пассаж купцам и торговцам не удалось.

Как пассаж пережил две войны

Большой пассаж после войн

К Первой мировой войне возвели лишь две трети запланированного проекта. А после, когда летом 1920 года Красная Армия вывела из Киева польские войска, установила в городе советскую власть, уже не было ни страхового общества «Россия» (большевики всё национализировали), ни царского рубля, ни подрядной конторы, которая возводила Пассаж. Поэтому здание простояло незавершённым до Великой Отечественной войны. А осенью 1941 года было взорвано вместе с большинством домов на Крещатике.

После войны пассаж решили реконструировать, хотя была и идея ликвидировать его вовсе. Фасады отреставрировали по проекту архитектора Александра Малиновского. К торцам старого здания архитекторы Александр Власов, Анатолий Добровольский и Борис Приймак пристроили 6-этажное здание с большой аркой. На высоких постаментах стояли различные нарядные Пролетарии. Небольшой фонтан перед аркой появился уже в 1990-е годы, раньше там были клумбы.

В процессе реконструкции внутренняя планировка здания-улицы претерпела существенные изменения. Верхние этажи были переделаны под квартиры для элиты республики — преимущественно, творческой. Тут поселились известные певцы, писатели, композиторы, архитекторы, режиссёры, артисты, врачи — многим из них ныне установлены мемориальные доски возле подъездов, в которых они жили.

Загадка фасадов

Большой пассаж, ул. Хрещатик 15

Фасады Пассажа были восстановлены соответственно оригиналу. В своё время среди киевлян ходили легенды про то, что именно на них изображено: на здании можно увидеть гирлянды, гербы, черепа быков, ангелов, ночных сов, жезлы Меркурия, головы баранов с подвешенными к рогам ананасами, фигуры обнимающихся мужчины и женщины, играющихся со львом и львицей детей.

Разгадку нашёл в 1970-е годы писатель Виктор Некрасов, житель Пассажа. Он заявил: «Даю голову на отсечение, что ни один из многих тысяч жильцов этого дома не знает, что же изображено на его фасадах. Более того, смею утверждать, этого не знает ни один киевлянин, даже ни один житель земного шара, кроме разве что авторов проекта (если они ещё живы) и… меня…детишки на барельефах вовсе не играют со львом и львицей, они просто-напросто… спаивают их. Да, спаивают! Одни раскрывают ему пасть и подносят чашу с вином, наливая его из какой-то амфоры. Другие же малыши с гроздьями винограда в руках приготовляют вино. А двое даже дегустируют его… Вот о каких интересных вещах рассказал нам Андреев…»

Мини-пассаж на Большой Васильковской

Пассаж на ул. Большая Васильковская 18

На Большой Васильковской, в доме 18, до наших дней сохранился еще один пассаж. Он был построен архитектором Абрамом Трахтенбергом в 1911 году. Основная проблема при проектировке была в том, что пассаж спланирован в непригодном для строительства участке со сложным рельефом, который примыкал к Караваевской площади (ныне площадь Льва Толстого).

Участок было небольшой, так как в то время каждый метр земли в этом районе очень возрос в цене. Это было связано с тем, что многие киевляне с 1903 года ратовали за продление Крещатика именно до Караваевской площади. Из-за предположений, что главная торговая и деловая магистраль будет продлена здесь начала селиться весьма зажиточная публика. Дума, конечно, в том время отклонила просьбы группы гласных, мотивируя это финансовыми трудностями. Но эта местность уже успела стать еще одной важной доминантой в торговле, на которой за короткое время появилось множество роскошных магазинов.

Архитектор умело использовал недостатки участка, превратив их в достоинства. На маленьком кусочке земли было принято построить П-образное здание с узким, но глубоким курдонером, но просторной мансардной частью. А чтобы увеличить количество торговых и складских площадей, Трахтенберг решил спроектировать вместительные подвалы. Само здание было выстроено с элементами архитектуры позднего модерна, что можно обнаружить, внимательно всмотревшись в фасадную часть.

В пассаже располагались достаточно дорогие магазины по продаже ювелирных изделий, шуб и мехов, швейцарских часов, военного офицерского снаряжения. В этом торговом комплексе был и собственный кинотеатр с весьма фривольным репертуаром кинолент. На пассаж начинают ровняться владельцы магазинов, расположенных на крутом участке Большой Васильковской улицы.

Сегодня, первые этажи, как и раньше, заполнены коммерческими зданиями. Выше квартиры и офисы, квадратный метр которых по-прежнему очень дорогой. Отличие лишь в том, что фасад теряет свою былую красоту. Будем надеяться, в скором времени городская власть найдет средства на реставрацию киевских пассажей.

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: