Основатель Киево-Печерской лавры, основоположник монашества Антоний Печерский медицинского образования не имел, потому врачом и не был. Но если кто-то в монастыре заболевал серьезной болезнью, он начинал активно присматривать за болящим. В те времена лечение в монастырях происходило без лекарств, травяных сборов и различных отваров из них. Оно как правило начиналось и заканчивалось молитвой.
Но чтобы тяжело больной человек не поникал духом, Антоний включал в рацион сырые или вареные овощи, которые ел и сам, но при этом говорил пациенту, что это заморские лекарства.
О столь необычном лечении пациентов упоминает в «Киево-Печерском патерике» монах Поликарп. Похожий дар врачевания был также у ближайшего сподвижника Антония — Агапита. «Когда кто-нибудь из братии заболевал, — пишет автор его жизнеописания, — он приходил к болящему и служил ему: подымал и укладывал его, на своих руках выносил, давал ему еду, которую варил для себя». Точно так же как и Антоний Печерский, Агапит совершенно не интересовался тогдашней медициной, потому и лечил как и многие его предки— состраданием и Словом Божьим. Тогда в одном из домов древнего Киева проживал настоящее светило медицины, врач, родом из армян. Он стремился занять почетное место среди киевских лекарей, в Агапите видел своего конкурента и старался навредить ему.
Когда же Агапит занемог, армянин пришел к нему, причем не сам, а с целой толпой своих товарищей, тоже искусных лекарей, чтобы разузнать секреты неизвестного им врачевания в монастыре. Ученый медик, как пишет Поликарп, вел беседу с Агапитом о лечении людей, подробно расспрашивая его, какие травы или зелья применяются при той или иной болезни. И сказал лекарям монах: «Каким Господь подает здоровье». «Ничего он не знает», — сказал окружающим его людям медик. Опытный врач оказался прав: печерский лекарь действительно в медицине был несведущий. Но вдоволь натешиться над Агапитом лекарь из Армении не успел, так как в монастырь на носилках принесли больного. «Агапит встал, как будто вовсе не болел, взял зелье, которое сам ел, показал лекарю, говоря: «Вот целебное зелье, смотри и разумей».
Иноземный лекарь с удивлением посмотрев на произошедшее сказал иноку, что зелье привезено возможно из Александрии. Теперь пришла очередь вдоволь смеяться Агапиту. То, что врач счел за какое-то иноземное чудо, было едой, которую ели монахи. По мнению исследователей этим кушаньем вероятнее всего была известная нашему читателю лебеда, которую предки употребляли в пищу, или похлебка из трав. Возможно, это был салат из растений, которые выращивали на земельных участках или собирали в лесах.
Читайте также: Крестовоздвиженский храм на Подоле: здесь крестили Булгакова и служили во времена СССР
Поев поднесенного ему салата, произошло то, чего киевские лекари никак не ожидали увидеть – тяжело больной выздоровел. Далее дело обстояло следующим образом: проводив выздоровевшего пациента, Агапит предложил иноземному лекарю сесть с ними за стол и поесть то, благодаря чему больной встал на ноги. Удивленный и пораженный врач вежливо отказался. Как говорит предание, он снова появился в обители после кончины целителя и заявил о том, что намерен стать монахом, признав тем самым эффективность лечения Агапита. Соперничество между монахами, которые лечили людей и профессиональными лекарями, начавшиеся еще во время жизни Антония и Агапита, длились до самого XIX столетия.
Это доходило до того, что монашеские врачеватели запрещали больным посещать врачей, а те, в отместку, называли лечившихся в монастырях жертвами колдовства или черной магии. Это столкновение двух миров врачевания появилось неспроста. Медикам старой закалки был не интересен внутренний мир больного, они считали, что лечат не людей, а болезни, и что лекарственные препараты действуют одинаково на всех. Что касается монахов-целителей, сначала они лечение начинали с оздоровления души больного, что достигалось молитвами, покаянием и причащением. Стоит отметить, что и в наши дни в монастырях лечат так же. Вылечив душу, тело оздоравливается само.
Читайте также: Пещеры Киево-Печерской Лавры: священная древность в центре столицы
В древности использовались различные обряды для излечения людей. Так, например, иконописец Алипий, читая различные молитвы, наносил на лица страдающих проказой краску. Другие лекари давали попить воду из источника, который находился на территории монастыря, если это не помогало, окуривали ладаном. При болях головы рекомендовалось надевать шапочки Иоанна Многострадального. Если недуг был тяжелым – применялся пояс святой Варвары. А вот лечение едой не практиковалось, так как было признано устаревшим.
Уже в наши дни лечение применяла известная голосеевская юродивая — матушка Алипия, в миру Агапия Тихоновна Авдеева. Она начала для больных горожан устраивать обеды еще в 1950-х годах. И делала это необычным способом. Как говорится, «юродствуя», другими словами хлебосольство было необычным. Всех больных Алипия приглашала, как дорогих и желанных гостей, за стол (иногда за столом находилось по 20 человек и обслуживали их несколько помощниц хозяйки), угощала вкусным и ароматным борщом с фасолью, картофелем, рисовой кашей, блинами, разнообразными салатами.
Читайте также: Матушка Аліпія: пророчиця і чудотвориця
На ее земельном участке выращивался укроп, салат и редиска, бегали куры (хотя сама мяса не ела). В магазине закупалось множество различных круп, сахар и сливочное масло. Вина больным матушка наливала полные кружки. Еда в доме Алипии подавалась действительно гигантскими порциями. И в этом был свой секрет.
Старые люди утверждали, что при приготовлении блюд Алипия читала различные молитвы. От этого еда становилась благодатной, следовательно, чем больше ее было в тарелке, тем больше благодати получал человек. Как-то одна из приглашенных на обед, наевшись вдоволь, отодвинула от себя тарелку. «Ешь, ешь, — сказала ей Алипия, — каша вкусная, чем больше съешь, тем больше и унесешь благодати». В дорогу матушка давала хлеб. Чистым душам — полбулки. Тем, у кого было много греха — целую булку.
Читайте также: Туристичний гід по Києву: Кирилівська церква – прадавня святиня столиці
Но у монастырского метода борьбы с болезнями был один минус.
Исцеление обычно наступало лишь тогда, когда молились настоящие праведники, святые люди. В остальных случаях успех лечения предсказать было сложно.
Так, очень интересны воспоминания столичного педагога Николая Богатинова, который лихорадку лечил и молитвами, и медицинскими средствами. В 1840-х годах, учась в дворянском училище на Подоле, он заболел лихорадкой. «В то время, — пишет он, — среди мещан «вовсе не было в обычае лечиться у докторов».
Что касается лихорадки, среди докторов было распространено мнение, что если человек заболевал зимой, то медицина была бессильна, а если болезнь была весной, то проходила сама по себе, без всякого лечения. Юноша заболел осенью. Родители к медикам не обращались, и лишь мать заказывала в церквях молебны о болящем, окуривала больного кипарисовыми стружками от раки с мощами святых. По воспоминаниям педагога, он был направлен в Киево-Братский монастырь, где его поили святой водой. Молодой человек то побеждал болезнь, то она опять одолевала его, и так он боролся с недугом всю зиму.
И лишь с приходом весны родители обратились к фельдшеру, который служил в больнице Духовной академии. К удивлению и радости родителей, юноша поправился без всяких молитв, благодаря аптечной микстуре. Спустя много лет, в своих мемуарах он написал, что отделался от лихорадки, несколько раз выпив лекарство, после чего болезнь его не преследовала вплоть до шестого класса гимназии.
Не зря уже в XIX веке как священники, так и монахи зачастую рекомендовали прихожанам не надеяться на чудеса, не тревожить зря старцев, а идти сначала к врачам. Известны случаи, когда ведущие медицинские специалисты, не в состоянии поставить диагноз отправляли больного к какому-нибудь известному врачевателю в монастырь. Такое «распределение труда» неофициально практикуют в нашей столице и в наши дни.
Михаил Житный