Кирилловский храм не похож на большинство православных церквей Киева. Там не бывает толчеи в очереди за свечами и вообще нет церковной лавки. Копоть свечей может повредить старинные фрески, потому зажигаются только самые необходимые для богослужения.
Здесь почти всегда малолюдно. Если хочется помолиться в тишине и полумраке под сводами XII века, не раздражаться на столпотворение и разговоры прихожан за спиной, лучше приходить именно сюда.
Кирилловский храм был построен в начала XII века. Тогда жизнь стольного града протекала, как под девизом из всеми любимого фильма: «Опять власть меняется!».
На княжеский престол Киева взошел Всеволод Олегович, правитель главного тогдашнего конкурента столицы — Чернигова. Он изгнал из Киева своего предшественника и дядю, Ярослава Святославича, внука Ярослава Мудрого. Карьера нового князя началась скандально, поэтому он попытался снискать расположение народа благодаря делам духовным. Князь Всеволод Ольгович (в крещении Кирилл) начал строить храм возле урочища Дорогожичи храм в честь своего святого покровителя, Кирилла Александрийского.
Выбор места был неслучайным: здесь сходились северные дороги в Киев из Новгорода, Смоленска, Чернигова и Вышгорода. Потому и церковь для паломников, и монастырская крепость для защиты земель оказались как нельзя кстати.
Храм святых Кирилла и Афанасия Александрийских задумывался не только как православная церковь. Он должен был стать фамильной усыпальницей Ольговичей. Церковь строилась в классическом византийском стиле. Её украсили древнерусские фрески — некоторые сохранились в Кирилловской церкви до сих пор.
Всеволоду Ольговичу не удалось завершить строительство: он умер в 1146-м, прожив чуть более 50 лет. Храм достроила его супруга Мария Мстиславовна. Ее же первую из княжего рода Ольговичей и похоронили в Кирилловском храме.
С 1171-го в летописях упоминается монастырь, кафедральным храмом которого стала Кирилловская церковь. В этой обители принял монашество сын основателя храма и герой «Слова о полка Игореве» Святослав Всеволодович. Его также похоронили в храмовой усыпальнице в 1194-м.
На протяжении истории среди монахов Кирилловкого храма хватало выдающихся личностей. Здесь, к примеру, начал иноческий путь православный святой Димитрий Ростовский, написавший самые известные жития христианских подвижников — Четьи-Минеи. Одно время он даже был настоятелем Кирилловской обители.
Читайте также: Остались только фотографии: семь утраченных храмов Харькова
В следующие века вид Кирилловской церкви кардинально менялся. Когда в 1240 году монголо-татары захватили Киев, они разграбили Кирилловский монастырь, но не уничтожили его. Строения и фрески сильно пострадали в боевых действиях. Тем не менее, другим обителям и храмам повезло намного меньше.
Кирилловскую церковь много раз отстраивали и реставрировали. Князь и меценат Константин Острожский, а позже гетман Левобережной Украины Иван Самойлович буквально возродили старинный храм.
Все труды восстановителей фактически свёл на «нет» пожар, вспыхнувший в 1734 году в Киеве. Следующая реконструкция храм началась аж в 1748-м и длилась около десяти лет. Руководил ею знаменитый киевский архитектор Иван Григорович-Барский.
После этой реконструкции Кирилловский храм преобразился. Византийская простота уступила место роскоши и монументальности казацкого барокко. На стенах церкви появились портреты казацкой старшины и стихотворения в честь Войска Запорожского. Они оставались там до посещения храма Екатериной ІІ в 1784-м.
Не любящая ни казачество, ни монастыри немка приказала забелить и портреты, и надписи.
Читайте также: Разрушенные храмы Киева: 24 церкви, сохранившиеся только на фотографиях.
В 1786-м Кирилловский монастырь был упразднён. На территории его территории впоследствии работали другие учреждения — госпиталь для больных чумой, дом для военных инвалидов, приют для беспризорников. Позже здесь оборудовали богадельню, фельдшерскую школу, а во время войны с Наполеоном в Кирилловском храме был госпиталь для раненых.
Кирилловская церковь в основном выполняла функции больничного храма. Так было до 1860-го, когда отвалившийся кусок штукатурки открыл остатки древнерусской живописи. И к храму святого Кирилла Александрийского начали относиться как к памятнику искусства.
Реставрационными работами в Кирилловской церкви в 1880-х занялся профессор Адриан Прахов. Он же одновременно руководил восстановлением Владимирского собора. Благодаря Адриану Прахову в храме святого Кирилла появились иконы и библейские сюжеты кисти Харитона Платонова, Ивана Ижакевича, Николая Пимоненко, Ивана Селезнёва и других представителей киевской школы живописи.
Для росписи храма Прахов также пригласил художника Михаила Врубеля. Благо, ангелов и святых мэтр умел изображать ещё лучше, чем своих знаменитых демонов. Врубель создал фрески Кирилловской церкви: «Надгробный плач», «Сошествие Святого Духа», «Моисей», «Космос», «Архангел Гавриил».
Его работы украсили и храмовый иконостас. В связи с одной из главных икон возник нешуточный скандал. Он затронул Врубеля и жену профессора Прахова Эмилию Львовну, известную пианистку и ученицу самого Ференца Листа.
Художник полюбил эффектную 32-летнюю светскую львицу Эмилию, которая была значительно моложе мужа. Роман между ними вряд ли состоялся по причине не только приличий, но и разности взглядов. Тем не менее, профессор Прахов пришёл в ярость и настоятельно посоветовал живописцу срочно «постажироваться» в Италии. Врубелю было очень жаль покидать город (он писал сестре: «Как хорош, однако ж, Киев! Жаль, что я здесь не живу!»), но он всё же послушался своего работодателя.
Иконы Христа, Богородицы с Младенцем, святых Афанасия и Кирилла Александрийских Врубель написал уже на итальянских землях. И Богоматерь, по мнению современников, получилась как две капли воды похожей на Эмилию Прахову. Возникало много споров по поводу того, можно ли ставить такое «скандальное» изображение Пречистой в иконостас. Всё-таки поставили.
Читайте также: «Демон с большими грустными глазами: Киев в жизни Михаила Врубеля».
Кирилловскому храму повезло не только во время разрушения Киева татаро-монголами. Не менее жестокую атаку большевиков на ценности христианской культуры он пережил тоже с минимальными потерями.
В 1929-м всю территорию монастыря объявили государственным заповедником. Хотя ни о каких богослужениях больше и речи быть не могло, это помогло сохранить церковь и монастырь.
Правда, после окончания Второй мировой войны из храма сделали музей оптического стекла.
Примерно тогда же во время земляных работ удалось найти вход в подземные пещеры. Из-за раскопок одна стена храма дала трещину, и, чтобы спасти конструкцию, пришлось залить вход в катакомбы бетоном и укрепить здание. Но даже на основании немногого увиденного историки предполагают: пещеры под Кирилловской церковью могут ничем не уступать Лаврским.
В 1962-м Кирилловскую церковь вместе с остатками монастырской стены и башни включили в состав Национального заповедника «София Киевская». С 1993-го она вновь стала действующим храмом-музеем, невероятно тихим, мистическим и необычным местом в шумной столице.
Виктория Паздрий
Фресковое письмо или живопись по мокрой штукатурке относится к 11-12 веку, в 15-16 ее пытались в Украине возродить. В начале 20 века эту технику изучали в Киевском худинституте. Врубель этой техникой не владел, он писал маслом
Иван, исследователи творчества Врубеля, например, Н. А. Дмитриева, другого мнения. Фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов» — это Врубель 100%…
Большинство работ Врубеля, действительно, выполнена маслом.
Но почему Вы решили, что он не владел техникой живописи по мокрой штукатурке?
[…] […]
Фрески Врубеля!!! Не смешите людей и не занимайтесь профанацией.
[…] […]
[…] […]
[…] […]
[…] за свічками і взагалі немає церковної крамниці. Як повідомляє Мій Київ, кіптява свічок може зашкодити старовинні […]