Гнат Юра — гениальный режиссер, актер, один из основателей и художественный руководитель Национального академического театра имени Ивана Франко, а еще талантливый педагог, писатель, драматург, переводчик и общественный деятель. Он возглавлял театр сорок лет. И каких лет! Гражданская война, НЭП, голодомор, советский социализм, эвакуация и фронтовые бригады, разруха, возрождение. Но все это не помешало ему сделать театр великим и поставить 200 спектаклей, билеты на которые раскупались молниеносно.
Родился Гнат Юра 8 января 1888 года в селе Федвар, что в Кировоградской области. Его родители, простые селяне, Пётр Юра и Мелания Ремез. Но были они людьми начитанными. Любили литературу, народное творчество, а по вечерам пели. Поэтому легко привили своим детям любовь к искусству. Неудивительно, что в такой семье выросло целых четыре артиста — Гнат Юра, Терентий Юра, Сашко Юра-Юрский и Татьяна Юра.
Школу Гнат закончил в 1898 году, идти дальше учится не было возможности, и он пошел помогать отцу в крестьянском самоуправлении. Позже, поднявшись по “карьерной лестнице” поехал работать в город Елизаветград (сейчас Кропивницкий). Именно там Гнат Юра знакомится с театральным искусством. А окончательно влюбляется на спектаклях виртуозов украинской сцены — М. Заньковецкой, И. Карпенко-Карого, М. Садовского, П. Саксаганского. И вскоре становится частью любительской театральной труппы при машиностроительном заводе братьев Эльворти.
Молодому артисту хватало вдохновения и таланта не только на репетиции и спектакли, но и на постановочные и организационные хлопоты, переводы и написание собственных стихов. Но больше всего его манила сцена. Поэтому играл много, даже во время армейской службы. Потом направился на Галичину. Там вступил в труппу украинского театра «Руська бесіда», где произошла знаковая для него встреча с Лесем Курбасом. Благодаря ей, они реализовали собственную мечту — качественно новый современный театр, где будут ставить великих: Шекспира, Ибсена, Шевченко и многих других.
В сентябре 1917 года их детище, под названием «Молодой театр «, распахнуло свои двери. Уже с первых сезонов Гнат Петрович осуществил постановки, которые стали основой репертуара: «Доктор Керженцев» Л. Андреева (где режиссер был и переводчиком, и исполнителем главной роли), «Потонувший колокол» Г. Гауптмана; «Кандида» Б. Шоу (опять в переводе режиссера). К сожалению, тяжесть пост военного времени не позволяли думать только об искусстве и преданно ему служить. Чтобы выжить, пришлось искать пристанище в Виннице.
В Виннице, в январе 1920-го, Гнат Юра основал украинский театр имени Франко. Сегодня он великий, а раньше был театром “на колесах”. Спектакли показывал на сахарных заводах Черкащины и Подолья, где с артистами рассчитывались едой.
В коллективе собралась вся семья Юров: Терентий, Юра-Юрский, их жены-актрисы, а также сестра Татьяна с мужем. Они все работали на театр не только как актеры. Девушки шили костюмы. Муж Татьяны — Михаил Пилипенко — был кассиром. Анастасия Шведенко — жена Юры-Юрского — была культработником. А он сам отвечал за рекламу. Терентий был завхозом. Путешествовала с детьми и мать Мелания Григорьевна, варила обеды на всю труппу, если было из чего.
Вскоре советская власть заметила странствующий коллектив. Нарком образования Николай Скрипник послал артистов обслуживать шахты Донбасса. Билеты на спектакли раскупали молниеносно. Из-за этого местные приходили со своими стульями, требуя продать билет, так как места у них уже есть.
О таком громком успехе нового театра говорили все. И власть приняла решение, сделать его государственным и перевести в Харьков — столицу Украины того времени. Симпатии харьковчан труппа завоевала быстро. Всё благодаря постановке Юры «97» по пьесе Николая Кулиша о голоде 1921 года. Спектакль был сыгран 20 дней подряд, каждый вечер на аншлагах. Тот голод публика еще помнила, некоторые сцены были для нее болезненными. Во втором акте иногда кто-то из публики терял сознание, поэтому в 10 вечера возле театра дежурила карета «скорой». Юра хорошо вжился в роль и великолепно отыграл бедняка Мусия Копыстку. Созданный им образ вошел в летопись украинской сцены.
В 1926 г. франковцы гастролировали в Москве, где получили множество положительных отзывов. Собирались даже в Париж. Но когда театр вернулся в Харьков, стало известно, что его переводят в Киев, а столичным становится «Березиль», возглавляемый бывшим соратником Лесем Курбасом. Говорили, мол, Курбас — более прогрессивный. Власть столкнула лбами двух мастеров, заслав одного из них в провинцию. А, к слову, Киев тогда был провинциальным. Рядом с театром — где сегодня стоит памятник Ивану Франко — стоял дом, за плетнем которого росли подсолнухи и паслись козы.
Труппе снова пришлось завоевывать расположение новой публики. Не все пьесы из харьковского репертуара были восприняты одинаково. Как вспоминал Гнат Петрович: «Когда франковцы приехали в Киев, то зрителя, по сути, мы не имели. Два месяца «огнем горели «… Наконец, в Киеве наш театр также признал и полюбил зритель. И вот вам и первое доказательство: на следующий сезон билеты на сто спектаклей проданы заранее «.
А когда столицу перенесли в Киев, театр получил статус и, соответственно, бремя центральной сцены Украины. К тому времени в коллективе работали выдающиеся мастера: Амвросий Бучма, Юрий Шумский, Наталья Ужвий, Николай Яковенко и многие другие. С аншлагами шли лучшие спектакли: » Свадьба Свички » И. Кочерги, «Украденное счастье» И. Франко, «Безталанна» И. Карпенко-Карого, «В степях Украины» А. Корнейчука, «Маруся Богуславка» М. Старицкого, «Борис Годунов» Пушкина и многие другие.
Весть о начале войны застала труппу на гастролях в Москве. Коллектив был эвакуирован. Театр отправили выступать для солдат на фронте. Сформировали две бригады под руководством Гната Юры и Амвросия Бучмы. По возвращению в Киев театр переживал не лучшие времена. Попытки наладить нормальное функционирование театра, поиск нового репертуара, ответы на вызовы времени — преимущественно этому были посвящены послевоенные годы.
Кроме работы в театре, энергии Гната Петровича хватало и на преподавательскую деятельность (был профессором Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого), и на теоретическую работу по театральному искусству. Также его часто приглашали на съемки в киностудию Довженко и Киевскую студию научно-популярных фильмов. Самые яркие его роли в кинофильмах: «Прометей», «Кармелюк», «Тарас Шевченко», «Чистое небо», «Баллада о солдате», «Память» и другие.
За долгую творческую жизнь Гнат Юра сыграл около 100 различных ролей. Он создатель большой галереи сценических образов. Здесь и Герасим Калитка ( «Сто тысяч» Карпенко-Карого), и Фигаро из «Свадьбы Фигаро» Бомарше, блестящие роли в пьесах Карпенко-Карого, знаменитый Мартин Боруля из одноименной комедии, а также Йосиф Швейк из «Приключений бравого солдата Швейка» — любимая роль, сыгранная Гнатом Петровичем на сцене Театра им. Франко более трехсот раз.
«… Всей душой я полюбил образ незадачливого, но глубоко душевного и человечного Швейка. Он сразу же стал близким мне и родным … Его хитринка, его сообразительность, его вера в человека так близки украинскому характеру. Всем своим существом, всеми своими поступками, надеждами и стремлениями он — плоть от плоти и кровь от крови своего народа …».
Амвросий Бучма часто рассказывал: “Гнат Юра — наиболее мягкий, скромный и деликатный из всех режиссеров театра и кино. Из всех, с кем мне приходилось работать.” Но восхваляют Гната Петровича, не только за то каким он был человеком, а и за то, каким великим он был режиссером. Его рекорд — пьеса «Суета» держалась на сцене с 1920-го до конца 1950-х, а Юра, к слову, бессменно играл там Терешку Сурму.
Однажды, чтобы поставить “Украденное счастье”, режиссер ждал из тюрьмы НКВД актера Виктора Добровольского. Юра хотел, чтобы главные исполнители ролей поистине знали, что такое украденное счастье. Помимо Виктора Добровольского, роли играли: Амвросий Бучма, который ждал ареста после того, как забрали его друга Курбаса, а также Наталья Ужвий, чей муж, поэт Михайль Семенко, был расстрелян.
Несмотря на все его достижения, человеком он был скромным. Свое творчество он так оценивал: “Меня за многое можно судить. Но никто из тех актеров, которые работали со мной, не упрекнет меня за попытку представить себя реформатором сцены. Я пытался дать новое дыхание старому как мир реалистичному актерскому театру. Верил в то, что новизна приходит спонтанно с новым актером-творцом, и все самое лучшее, что мы можем, — это поднять театральное зрелище, к высотам поэзии…
Я сжился с мыслью, что на высшем Господнем суде смогу в свое оправдание назвать только несколько спектаклей, несколько из многих поставленных. Иначе не бывает, вопреки нашим претензиям, нашей суете, желанию возвысить и освятить каждый свой шаг: только несколько!”. Вот каким мудрым был “отец” нашего театра.
Не один год Гнат Петрович в сверхсложных условиях лелеял свой театр, пытаясь быть верным юношеским мечтам о совершенстве театрального искусства. Шаг за шагом приобщал актеров и зрителя к европейскому репертуару, пытался с классического наследия снять многолетние наслоения.
В начале 1960-х закрылся занавес театральной эпохи Гната Юры. Последние несколько лет он, сидя на балконе в доме под номером два на улице Ольгинской смотрел на театр, которому отдал столько лет и сил. А созданный им механизм продолжал работать.