Сергей Махно — дизайнер-архитектор, имя которого известно уже далеко за пределами Украины. Человек, занимающийся творчеством, руководствуясь спортивными принципами. Слоган мастерской Махно «Дизайн от сердца»… потому что я в это верю. В статье поговорим об идеалах в работе, неидеальных клиентах и крутом дизайне.
Началось все еще в детстве. Я проявил интерес к рисованию и рисовал буквально везде — тетради, альбомы, обои, асфальт. Ближе к институту активность спала. Да и мама оказала влияние. По ее убеждению все художники — алкоголики, а ее сын ни в ком случае не должен стать таковым. Эту мысль она твердо вложила в мое сознание. Но я все равно продолжал проявлять себя как художник.
В 90-х пришла мода на граффити, break dance, роллеров. И это не прошло мимо меня. Я попал в команду Kiev Graffity Club. Работал художником в журнале Extreme, делал первые эскизы. И в 99-м году меня и команду Busta Graffes, которую я организовал, пригласили оформлять сцену Street Challenges фестиваля, билборды. Мы получили заказ на оформление сетки для фирмы спортивной одежды. Работали две ночи, нам заплатили и это были деньги, которые зарабатывал мой отец за три месяца. На тот момент это было что-то нереальное. Я воспрянул духом.
Когда мне было 18 лет, наступил переломный момент. Я бросил спорт, которым профессионально занимался 13 лет, будущую карьеру тренера, потому что ощутил возможности, которые давало мне творчество. А спорт дал мне силу и понимание, что нужно двигаться к цели.
В 21 год рождается мой первый сын. Я почувствовал себя главой семейства, отцом, кормильцем. Понял, что нужно начинать бизнес. Я нанял одного сотрудника и открыл свою первую мастерскую по оформлению внутри интерьера.
Кстати, идею назвать мастерскую своим именем подал один из моих первых клиентов. Так и назвали, хотя в то время это было немодно.
На тот момент никто толком не понимал, что такое дизайн. Да и я иногда не понимал, что и как делать. И только внутренне ощущение говорило, что нужно продолжать работать. В то время работа с клиентом проходила так — он приходит, говорит, что ему хочется, платит деньги, и ты должен сделать именно то, что тебе сказали. В этом был какой-то момент рабства. Сейчас, конечно, все изменилось. Теперь нужно профессионально выполнять работу для клиента, но при этом не идти на поводу, а делать то, что нравится.
Первым проектом после нашего официального открытия было оформление кафе-клуба «Семь» на Теремках. Мы придумывали все: оформление стен, бар, освещение, мебель. Еще в то время я понял, что общепит и дискотеки это очень интересно. Потому что есть возможность проявить себя, это увидят много людей и о тебе заговорят. И другое открытие — сарафанное радио самая действенная реклама. И если клиент останется недоволен об этом узнает ещё больше людей.
Я рос, набивал шишки, были эмоциональные всплески, я натыкался на подводные камни, о которых раньше даже не думал. Моя команда постепенно увеличивалась. И только в 2003 году я официально зарегистрировал свою фирму. Всем процессом регистрации компании, хождения по кабинетам, я занимался сам, иногда опускались руки, потому что это казалось практически невозможным. Но все получилось, пришли первые клиенты, а я получил жизненный опыт.
В этот период я понял, что нужно определяться со своим стилем.
Копируя других, ты никогда не найдешь свой стиль.
Это касается и компании в целом. Для меня идеал архитектора, это архитектор у которого есть свой стиль.
В моей практике была ситуация, когда мы год строили загородный дом, перепроэктировали, продолжали строить, а заказчик в итоге потребовал назад все деньги и подал на нас в суд. Тогда мне показалось, что моя жизнь закончилась. Я был в панике. Ситуация в итоге разрешилась, мы вернули деньги. Этот был жизненный урок, который заставил по-другому посмотреть на многие вещи. Но одно осталось понятно, недовольный клиент это всегда плохо.
Вселенная дает нам те испытания, с которыми мы можем справиться.
Выход всегда можно найти. Ты либо побеждаешь, либо проигрываешь… либо передоговариваешься.
Сейчас у меня есть возможность отказываться от клиента. Если я чувствую, что работа не сложится, я говорю прямо: «Спасибо Вам. Но я не ваш архитектор » и объясняю почему. Можно остаться в хороших отношениях, даже если заказ не состоялся.
Семья это одна из главных ценностей. Внутреннее состояние спокойствия, того, что у тебя сильная семья, здоровые дети это круто. Твоя семья это твое богатство, твое вдохновение. Даже когда наступает момент отчаяния, это люди, которые продолжают в тебя верить. И это дает тебе силы двигаться дальше.
Я стараюсь придерживаться позиции: относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы к тебе относились. Можно проявить уважение, быть открытым и получить взаимность. Но это не всегда работает.
Я могу назвать десятки имен архитекторов, которых я уважаю. Это попсовые, новые, старые имена. Все это люди, которые качественно делают свою работу и верят в это. Из соотечественников это Слава Балбек, Я не стесняюсь об этом говорить, потому что это достойные архитекторы. Круто, когда у тебя есть с кем соревноваться. С детства у меня позиция, что всегда нужно быть лучше кого-то, а для этого всегда нужен достойный соперник.
Всем известно – клей багеты, крась золотом и это будет продаваться. Были даже моменты, когда я думал открыть вторую компанию с другим названием, посадить там людей и получать пассивный доход. А потом я задал себе вопрос: «Хочу ли я этим заниматься? Буду ли я кайфовать от этого?». Когда создаешь плохой интерьер, это не доставляет удовольствия. О тебе не напишут в книгах, не напечатают в международных журналах, завтра будет нечего рассказать детям. Поэтому я делаю то, что хочу. Я строю из бетона, делаю ровные потолки.
Каждый отдельный выполненный интерьер не может нравиться всем, потому что все клиенты разные. Показатель качественно выполненной работы, это когда людям комфортно и «красиво» в помещении, и вы чувствуете «это мое!».
Первое. Не делать плохих проектов. Создавать архитектуру, интерьер и предметы высокого качества. Не надо строить замок. Лучше оставить белые стены, матрас, повесить три любимые фотографии и это будет лучше, чем безвкусица, которую можно налепить. Самое сложное сделать просто и в то же время круто.
Второе. Прививать клиентам свою любовь к качественным продуктам. Не ругаться с клиентом, не отпугивать его, а донести свои идеи, предложить варианты, объяснить, что у нас есть знания и опыт, и что во многом мы видим на три шага вперед. Всем архитекторам я бы порекомендовал почитать книги о психологии. Не надо заявлять клиенту в лоб, что у него нет чувства прекрасного. Клиента надо воспитывать, объяснять, предлагать.
Третье. Быть честным перед собой. Иногда видишь, что плохой вариант интерьера оказывается хорош для заказчика. В этой ситуации важно не поддаваться и не идти на подобный компромисс. Есть такие вещи, которые требует клиент и за которые готов отдать деньги. Но я в своей работе всегда старался делать только то, в чем я уверен.
Нужно верить в то, что ты делаешь и продаешь.
Сейчас стало немного проще, потому что когда клиент приходит ко мне, он покупает мою философию, мое видение. Я создаю вместе с ним, под него, но то, что нравится мне.
Однажды один из моих клиентов пришел с желанием построить дом в классическом стиле. Он точно знал чего хочет. А в итоге мы делали бетон и абсолютный минимализм. В какой-то момент даже я не поверил. Но тогда и понимаешь, что можешь правильно работать с человеком. Клиента нельзя ломать. Но многие просто не понимают, что жизнь может измениться в зависимости от интерьера твоего дома.
Другой заказчик пришел с уже готовым проектом современного дома и даже начал строительство. Мы разрабатывали интерьер, я видел, что это будет отличный проект для портфолио. Но в то же время я понимал, что клиент в этом жить не сможет. Три месяца мы вели обсуждение, делали новые эскизы. И когда мне удалось выявить его потребности, мы переделали готовый фундамент, сократив площадь, и сделали эклектику.
Очень важно общаться с клиентом. Даже если он ничего не понимает в архитектуре, он должен участвовать в процессе, чтобы мои знания и опыт сочетались с его эмоциями и вкусом.
Я задался целью путешествовать минимум 2 раза в год. На данный момент я побывал в 68 странах. Япония для меня страна номер один. В каждой стране, каждом городе есть свои абсолютно уникальные вещи. Когда ты это понимаешь, то не можешь забыть о путешествиях. Это дает силы, знания, эмоции, развивает вкус.
Сейчас я проектирую ресторан в японском стиле. Я был в Японии, посещал храмы, изучал архитектуру и с удовольствием могу сказать, что теперь я понимаю, как создать крутой дизайн в японском стиле. Ранее я делал ресторан в марокканском стиле. На тот момент я еще не бывал в Марокко. И когда я увидел все по-настоящему, понял, то, что мы сделали, какое-то жалкое подобие. Очень трудно сделать правильный и классный дизайн интерьера в стиле, которого ты не видел в оригинале собственными глазами. Кстати, если вы хотите поехать на какую-то выставку заграницу. Совсем не обязательно тратить на это большие деньги. Все возможно, если заблаговременно все продумать.
Смотрите также: интересные достопримечательности Киева.
Я ставлю себе цель быть лучшим архитектором в Европе. И от этой мысли даже страшно становится. Тысячи дизайнеров-архитекторов работают в Европе. А вдруг придется ощутить, что у тебя не получилось. Но это придает сил. Если не ставить перед собой цели и не идти к идеалу, то ничего не будет.
Не важно, сколько ты сделал. Важно, что ты оставил после себя. Одна из моих мечт – построить музей украинской керамики, музей Contemporary Art. Другой большой эмоциональный проект – строительство церкви. Мечтаю о серии музеев заграницей, например в Токио, Нью-Йорке, Лондоне. Это все очень сложно осуществимо. Но если вы в это верите, есть силы и знания, то все возможно.
Смотрите также видеозапись бизнес-завтрака с Сергеем Махно
Очень интересное интервью