Киевский авиаконструктор Дмитрий Григорович

12:00  |  30.01.2022

Летом 1914 года в небо Российской империи поднялся самолет-амфибия M-1. Прошло две недели и первые две машины этой модели прибыли под Севастополь, в Качу, где в авиационной истребительной школе их обкатывали летчики-инструкторы.

Так сто восемь лет назад в Российской империи зарождалась морская авиация. Сконструировал и построил М-1 уроженец Киева, сын военного интенданта Дмитрий Павлович Григорович.

С детства любил конструировать

Дмитрий Григорович

За свою 30-летнюю деятельность в авиации он создал более 60-ти типов самолетов, из них 38 машин строились серийно. Ему принадлежит идея создания первого в мире гидросамолета, а также первого в мире истребителя, у которого шасси убирается в воздухе.

Авиаторы и сейчас с уважением вспоминают выдающегося конструктора, внесшего огромный вклад в развитие авиационной науки.

Дмитрий Павлович Григорович родился 25 января 1883 года в Киеве. Еще с детства мальчик любил конструировать и тянулся к точным наукам. Учился в Киевском реальном училище. В этом заведении углубленно изучали точные и естественные науки, было много мастерских и лабораторий.

Выпускники имели право поступать в политехнические вузы и университеты. По окончании этого заведения Дмитрий Григорович поступил в Киевский политехнический институт императора Александра II на отделение механики.

Читайте также: Пережив три арешти НКВС: київський кінооператор Данило Демуцький

Посещал воздухоплавательный кружок

М-9 — основной морской самолет русской армии во время Первой мировой войны

В институте Дмитрий поступил в воздухоплавательный кружок. К тому времени его руководителем был профессор механики Николай Борисович Делоне. Студенты посещали его лекции по воздухоплаванию, сами выступали с докладами, и самое главное – занимались конструированием собственных летательных аппаратов.

Вскоре этот кружок превратился в первый технический учебно-исследовательский центр авиационно-технического профиля (в то время только в Петербурге был такой центр). Поэтому неудивительно, что Дмитрий Григорович, являвшийся одним из самых активных участников, стал грезить небом.

По завершению учебы Дмитрий отправился в город Льеж (Бельгия). Там он два семестра изучал аэродинамику и теорию двигателей. Потом вернулся в Киев.

«Наша комната была завалена механическими частями, элементами двигателя, разными деталями. Недалеко от Политехнического института на Куреневском летном поле он снимал приспособленный под ангар сарай. Рядом ангар Игоря Сикорского. Первый легкий спортивный биплан Г1 с двигателем Анзани мощностью 25 лошадиных сил Дима построил из бамбука», – писала жена Наталья.

Следующим летательным аппаратом Дмитрия Григоровича стал аэроплан, похожий на французский «Блерио XI», но с собственной системой управления и конструкцией шасси. Дмитрий сконструировал его вместе с одним из богатых киевлян, любителем автомобильного спорта.

За счет этого мецената был не только построен аппарат, но и представлен на выставке воздухоплавания в Киеве. Аэроплан был признан лучшим экспонатом выставки.

Разработки Дмитрия Павловича заинтересовали мецената Федора Терещенко, когда-то также мечтавшего стать авиатором. В своем имении он обустроил целую мастерскую и аэродром и пригласил конструктора к сотрудничеству. Совместными усилиями было создано два спортивных аэроплана – Г2 и Г3.

Впоследствии Федор Терещенко станет одним из первых летчиков Российской империи, после прихода к власти большевиков эмигрирует во Францию, где и умрет в 1950 году.

Еще учась в институте Дмитрий мечтал создать гидросамолет и разработал его эскиз. Но в те годы стремительно развивалось воздухоплавание, поэтому воплотить мечту не удавалось. В 1911 году Дмитрий Григорович отправляется в Санкт-Петербург, но устроиться и работать по специальности не удалось, поэтому стал корреспондентом в научно-популярном журнале «Вестник воздухоплавания».

Здесь он написал несколько статей, в которых одним из первых предложил использовать самолеты в военных целях – для ведения воздушного боя, бомбардировки и разведки. Однако военачальники Российской империи долго не понимали, каким важным и серьезным оружием может стать авиация.

Правда, понимания этого не хватало даже в таких странах как Франция и США. Ситуация начала меняться только с началом Первой мировой войны.

И все же мечты вернуться к созданию самолетов не оставляли Дмитрия Григоровича. Поэтому он из Киева перевез один из своих летательных аппаратов и даже несколько раз взлетел в небо. Эти полеты заметил Сергей Щетинин (основатель первого в Российской империи авиастроительного завода «Первое Российское общество воздухоплавания») и пригласил Дмитрия Григоровича на работу. Он вступил в должность руководителя и технического директора завода.

Дмитрий Павлович тут же предложил создавать новые самолеты. Судьба была благосклонна к украинцу, и впоследствии Дмитрий стал одним из лучших авиаконструкторов Российской империи.

Как-то на ремонт привезли военный гидросамолет «ДоннеЛевек», получивший повреждение в тренировочном полете. Сергей Щетинин заинтересовался аппаратом, а Дмитрий Григорович предложил наладить серийное производство таких машин.

Конструктор решил построить «летающую лодку». Новую машину назвали М1, она была короче прототипа «ДоннеЛевека», а также имела лучшие аэродинамические характеристики. Впервые свой полет эта «лодка» совершила 1 июня 1914 года. После удачного полета инженеры сразу же приступили к работе над усовершенствованной моделью этого летательного аппарата, который получил название М2.

Читайте также: Киевский профессор литературы Николай Зеров

Лодку М5 взяли на вооружение Балтийский и Черноморский флоты

 

Лодка М5

Интересным проектом того периода стала двухместная лодка М5, испытания которой прошли в 1915 году. Здесь инженеры нашли золотую середину соотношения мощности двигателя, площади крыльев, взлетного веса и лобового сопротивления.

Эта машина могла поднять 300 килограммов груза, а высоту набирала за три с половиной минуты. Этот аппарат сразу же взяли на вооружение Балтийский и Черноморский флоты царской империи.

Еще одним аппаратом Дмитрия Григоровича стал двухместный морской разведчик-бомбардировщик М9. Эта машина держалась на плаву даже во время маленького шторма. Это позволило выходить в открытое море.

Кроме того, самолет мог садиться и взлетать из снега. М9 стал основным морским самолетом русской армии во время Первой мировой войны. США и Великобритания приобрели несколько этих машин.

В июне 1917 года Дмитрий Григорович основал свой собственный опытный авиастроительный завод. Но во время голода в Петрограде перебрался с семьей в Киев, затем – в Одессу. Работал в Екатеринославе, Симферополе, Севастополе.

В 1920-х годах Григорович вернулся в Москву и работал техническим директором и начальником Государственного авиационного завода. Тогда же был спроектирован первый советский истребитель I-1, затем – I-2.

Читайте также: Написав сценарій до власних похоронів та побудував склеп: топ-10 цікавих фактів про Гарика Корогодського

Вместе с Поликарповым создал истребитель I-5

Истребитель I-5

Осенью 1928 года Дмитрия Григоровича арестовали и бросили в Бутырскую тюрьму. Там вышестоящее начальство отправило авиаконструктора работать в так называемую «шарашку». Вместе с Николаем Поликарповым в апреле 1930 года они создали истребитель I-5. В том же году Дмитрий Павлович был отпущен на свободу.

В 1938 году Дмитрий Григорович был назначен руководителем только что организованного конструкторского бюро в Новосибирске. Но туда он уже не доехал: заболел и 26 июля 1938 года скончался от лейкемии. Ему было 56. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Михаил Житный

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: