Великий молчун: создатель ЭВМ академик Сергей Лебедев

16:38  |  28.10.2020
Сергей Лебедев

Есть очень тесная связь между Киевом, академиком Сергеем Лебедевым, внутренней свободой и малой электронной счетной машиной. И музыкой, куда же без нее.

1000 операций в секунду

Сергей Лебедев

До создания макета электронной счетной машины (МЭСМ) в Киеве осенью 1950 года, Сергей Алексеевич Лебедев был уже известным ученым, академиком АН УССР, Лауреатом Сталинской премии.

Но мало кто знает, что первой ЭВМ в Киеве, в общем-то, могло и не быть. Все решил… жребий! А было так.

У создателя первого отечественного компьютера Сергея Алексеевича Лебедева был дар предвидения. Еще в середине прошлого века он знал, что за электронно-вычислительной техникой будущее. Тогда он загорелся идеей создать самую быстродействующую машину. Машину, которая сможет покорить мир.

«Великий молчун» — так его называли. Он был методичным, сдержанным, обстоятельным. Но в нужный момент принимал решения молниеносно.

С Алисой Штейнберг Сергей познакомился в 1927 году на одном из подмосковных пляжей. Она плыла вдоль берега, а он неожиданно и эффектно вынырнул из воды прямо перед ней. Он понял сразу — она будет его женой.

Сергей и Алиса проживут вместе 47 лет. Он будет создавать свои супермашины. А она будет создавать их общий мир. Спустя годы Сергей Алексеевич признается, что «пережил с Алисой всю гамму чувств, кроме скуки».

Осенью 1941 года Лебедев записался в ополчение. Но на фронт его не отпустили: ученый разрабатывал боевые средства, самонаводящиеся на цель. По ночам он тушил зажигалки на институтской крыше и продолжал думать о своей супермашине. Дети вспоминали: когда в доме не было электричества, отец сидел в ванной у газовой колонки и писал единички-нолики. Это была основа двоичной системы счисления.

В 1945 году Вторая мировая война закончилась. Но для Сергея Алексеевича его битва за ЭВМ только начиналась. И пробить чиновничью оборону было потруднее, чем снарядом броню.

На приеме к члену ЦК ВКП(б), курировавшему науку, Лебедев доложил о своем проекте, назвал примерную стоимость ЭВМ. Разговор получился коротким.

— И какова скорость вычислений вашей машины?

— 1000 операций в секунду.

— Что же, мы за один-два месяца перерешаем на этой машине все наши задачи, а куда ее потом — на помойку?!

Лебедев понял, что продолжать разговор бессмысленно. Но судьба уже готовила счастливый поворот.

Читайте также: Космонавты Харькова: жизнь и смерть на орбите

Остался в Киеве по жребию

Сергей Лебедев

В 1945 г. президент Академии наук Украины Александр Богомолец предложил Лебедеву баллотироваться в украинские академики. Соблазнительное предложение в семье ученого было воспринято неоднозначно. Алиса, связанная с музыкальным миром Москвы, была против. Для нее переезд в Киев означал потерю работы в престижном оркестре. И хотя семья математика жила в Москве в маленькой двухкомнатной квартире, а в Киеве Академия наук предлагала просторную в самом центре города, это не разрешило сомнений.

«И вот, в нашей квартире в Лефортово собрались друзья родителей, — вспоминал сын Сергей. — Мать предложила бросить жребий. Две бумажки с надписями «Киев» и «Москва» были положены в шапку и тщательно перемешаны. К счастью, выпал Киев! С тех пор эта шапка прочно вошла в семейные фольклорные анналы и стала в кругу друзей не менее знаменитой, чем шапка Мономаха».

Лебедевы переехали в Киев и поселились в доме– по улице Костельная, 15 ( этот жилой дом был построен специально для знаменитых украинских ученых) летом 1946 года. Того самого года, когда американские конструкторы Джон Мочли и Джон Эккерт объявили о создании электронной вычислительной машины ЭНИАК. Разворачивалась яростная борьба за мировое первенство, и Сергей Алексеевич создал лабораторию вычислительной техники. Именно там должна была родиться первая в Советском Союзе электронная счетная машина.

А Алиса первым делом купила в их новый дом рояль, о котором вспоминал сын:

«Отец не прекращал думать о деле, пока не находил решение. Выдерживать большие перегрузки ему помогала его манера отдыхать. Если выпадал свободный час, он заполнял его игрой на рояле».

Лебедев с головой окунулся в новую работу. Он возглавил Институт электротехники, где, как считалось, занимался вопросами устойчивости энергосистем. Однако вовсе не для этого его пригласили в Киев.

Читайте также: Операция «Факел»: история атомного взрыва под Харьковом

Первая ЭВМ в Европе

ЭВМ

На самом же деле академик, проведя час-другой в стенах своего института, садился в служебный автомобиль и ехал на окраину Киева – в Феофанию. Там, на территории бывшего монастыря, закрытого советской властью, в обстановке полной секретности под его руководством начались работы по созданию первой ЭВМ (тогда ее называли электронно-счетной машиной). Для работы секретной лаборатории было выделено двухэтажное помещение бывшей монастырской гостиницы для паломников.

Пробная задача была выбрана из области баллистики. Вначале два опытных математика просчитали сложную траекторию полета вручную. Они работали независимо друг от друга, чтобы исключить вероятность ошибки, и их результаты совпали. Затем эту же задачу предложили решить компьютеру. Вначале все шло хорошо. Результаты машинного счета полностью совпадали с теми, что были получены вручную. Но на восьмом отрезке траектории (всего отрезков было 32) обнаружилось совершенно незначительное расхождение, которого не должно было быть. Все должно было совпасть абсолютно точно!

Лебедев, не веривший в чудеса, сказал: «Дайте-ка я сам проверю ручной счет до девятого знака». Он заперся в кабинете, и в обычной ученической тетрадке в клеточку принялся считать. При расчете в двоичной системе это была очень кропотливая и трудоемкая работа, но он ее никому не передоверял.

На следующий день академик появился улыбающийся, что бывало весьма редко, очки были сдвинуты на лоб (что свидетельствовало об удаче) и сказал: «Не мучайте машину – она права. Не правы люди!» Оказывается, он нашел ошибку в ручном счете! Редчайший случай: математики, считавшие вручную независимо друг от друга, ошиблись в одном и том же месте…

Таким образом, не оставалось ничего иного, как признать, что ЭВМ верно решила первую реальную задачу. И что, таким образом, изобретение ЭВМ состоялось!

В конце 1951 г. в Феофанию приехала специальная комиссия из Москвы во главе со всемирно известным академиком М. Келдышем. Три дня комиссия «экзаменовала» ЭВМ. 25 декабря испытания были закончены, и комиссия подписала акт о приемке машины в эксплуатацию. Этот день и считается днем создания первой в континентальной Европе ЭВМ…

Но почему киевские компьютерщики чуть было не лишились пальмы первенства? А дело в том, что в Кембридже (Великобритания) параллельно велись аналогичные разработки. Английские ученые опередили киевлян всего на четыре месяца. И если бы не та ошибка в ручном счете, кто знает, не стала ли бы киевская ЭВМ первой в Европе? Но – историю не переделаешь. Как бы там ни было, кембриджские специалисты обогнали украинских. Созданная в Киеве ЭВМ вошла в историю как первая в континентальной Европе.

My-Kiev.com

Нагадуємо, що новини без цензури публікуємо в Телеграм telegram ico, підпишись зараз, щоб не пропустити важливе!

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Метки:
Оставьте комментарий

*

  1. […] відомим вченим-математиком, спеціалістом у галузі програмного забезпечення. Вона була обрана членом-кореспондентом НАН України […]

  2. […] адже відчував, що вони роблять щось значуще. Відомо, що математикам дуже подобалися мармурові столики кав’ярні, адже за […]

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: