Что было написано в дарственной грамоте волынской меценатки Галшки Гулевичевны? О чём в XVII веке просил Владислава IV святитель Пётр? Кого из выпускников академии называли «украинским Моцартом» и «украинским Сократом»? Как Могилянка стала крупнейшим просветительским центром Восточной Европы и какие преграды ей пришлось преодолеть?
История Могилянки будет неполной без упоминания Галшки (Галжбиты) Гулевичевны – дочери волынского воеводы, сделавшей большой вклад в становление этого учебного заведения.
Галшка была одной из самых образованных дочерей своего века, кроме украинского и польского языков знала латынь, древнегреческий и богословие. Она обладала волевым характером: пошла против воли отца, вышла замуж за католика, причём венчалась с ним по православному обряду.
Перебравшись из Луцка в Киев, Галшка организовала культурный салон, в котором собиралась городская элита, культурная и религиозная интеллигенция, заезжие знаменитости.
Во время Подольского пожара, уничтожившего немало церквей и школ, мужественная волынянка помогала спасать древние летописи, книги, иконы. Вероятно, именно тогда Галшка и познакомилась с киевским монашеским братством. В борьбе с пожаром принимал участие и гетман Сагайдачный со своим войском.
Читайте также: Десять киевских мифов: от “семи холмов” до американских горок
15 октября 1615 года Галшка Гулевичевна в земском суде Киева составила дарственную грамоту, в которой отписала все свои земли и владения в пользу основания нового монастыря, госпиталя и школы «для дітей всякого стану й чину».
Дарю… собственный мой двор с землей. Ничего ни себе самой, ни моим потомкам не оставляю. Из дарственной грамоты Галшки Гулевичевны.
С этого дня начинается история Киевской братской школы. Говорят, с тех пор и до самой смерти Галшка ни разу не упомянула об этом поступке. Может, не считала его из ряда вон выходящим, а возможно не могла даже предположить, что монастырская школа впоследствии перерастёт в форпост образования и науки не только в масштабах Украины, но и всей тогдашней Европы.
Для преподавания в новом учебном заведении были приглашены учителя из Луцка и Львова. Вскоре гетман Сагайдачный вместе со своим войском вступает в Киевское монастырское братство и становится на защиту школы. 12 лет спустя митрополит Пётр Могила объединил Братскую и Лаврскую школы. Так в 1632 году была учреждена Киево-Братская коллегия.
30-е годы XVII века. В Европе идёт Тридцатилетняя война, в Голландии набирает обороты «тюльпановая лихорадка», в Москве готовится к выходу первый букварь. А в Польше тем временем проходит коронация Владислава Четвёртого.
На этой коронации Киевский митрополит Пётр подаёт прошение королю Речи Посполитой о том, чтобы преобразовать созданную им коллегию в академию.
Владислав Четвёртый воспринял эту идею довольно благосклонно. Однако на пути к этой цели оказалось много препятствий, преодоление которых заняло немало времени.
Святитель Пётр оставил своему детищу большое наследство: библиотеку, включающую свыше двух тысяч книг, 80 тысяч золотых, дома и земли.
Щедрые пожертвования на развитие Могилянки делали Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа.
На пожертвования Мазепы в начале XVIII века построили корпус, вошедший в историю как «Мазепин». Он щедро спонсировал студенческие стипендии, выделяя 1000 золотых ежегодно.
Читайте также: Киевские гимназии и их знаменитые выпускники: что изучали, сколько платили, в чём ходили
Только в 1658 году, через 10 лет после смерти святителя Петра, коллегия официально была преобразована в академию. Случилось это при подписании межгосударственного договора между Гетманщиной и Речью Посполитой, вошедшего в историю как «Гадяцкий трактат». Одним из пунктов документа было предоставление коллегии статуса академии. К этому времени её уже называли Киево-Могилянской – в честь святителя Петра Могилы.
Тем временем исторические декорации поменялись. Академический статус Могилянки в 1694 г. подтверждает Иван V, а в 1701 г. – Пётр І.
В Могилянке, благодаря Петру Могиле, получившему образование в известнейших вузах Речи Посполитой, Франции и Голландии, много внимания уделялось освоению языков. Это открывало перед воспитанниками широчайшие горизонты, делая доступными зарубежные достижения науки и культуры.
Учебная программа строилась по западноевропейскому образцу. Изначально преподавание велось на латыни, которая в те времена была языком науки, как, впрочем, и международного общения. Студенты должны были овладеть ею в совершенстве.
На латинском языке студенты и их наставники говорили не только на занятиях, но и в бытовом, неофициальном общении. В результате выпускники Академии получали возможность поступить на работу в дипломатические ведомства.
В 1720-м году указом Петра Первого вводится запрет на украинский язык в печати. Парадокс, но именно в это время преподавание на нём становится в академии доминирующим, потеснив латынь. По-украински обучают риторике, сочиняются проповеди.
Кроме того студенты изучали церковнославянский, греческий, польский. С 1738 года в программу вводят немецкий, с 1751 года – русский, а с 1753 года – французский языки.
Помимо гуманитарных предметов студенты изучали математику, историю, географию, архитектуру, гидравлику, оптику, тригонометрию, астрономию, медицину, живопись и даже военное дело.
К середине XVIII века количество воспитанников Могилянки превысило 1200 человек. Студенты еженедельно совершенствовались в полемических диспутах, участвовали в поэтических конкурсах.
Академия имела право на самоуправление и располагала суверенным судом.
Постепенно Могилянка переросла свою изначальную цель – противостояние католическим иезуитским учебным заведениям: она стала лучшим учебным заведением Украины, не уступая классическим университетам Европы.
Начиная с ХVІІІ века, выходцы из Киево-Могилянки стали основывать учебные центры во всём славянском мире. На имя руководства часто поступали просьбы прислать преподавателей из числа её выпускников для работы в учебных заведениях Сербии, Болгарии и др.
К началу ХІХ века Могилянка снискала славу престижнейшего учебного заведения. Получать образование сюда приезжали не только одарённые юноши из украинских городов и сёл, но и греки, болгары, русские, белорусы, боснийцы, сербы, черногорцы, молдаване, румыны, итальянцы.
Авторитет Могилянки был столь высок, что многие отпрыски влиятельных семей, обучавшиеся за границей, вернулись домой, чтобы учиться в родной Alma Mater. Впрочем, обучались здесь не только дети знатных родителей, но и простые юноши.
Учреждение Московского (1755 г.) и Харьковского университетов (1805 г.) стало началом упадка Киево-Могилянской академии. Её значимость в системе образования пошатнулась. В 1784 году указом Екатерины Второй в Киево-Братском Богоявленском монастыре открывается госпиталь. Академия переселяется в Киево-Печерскую лавру.
В 1817 году Киево-Могилянская академия была закрыта по распоряжению властей, которое продублировал указ Синода.
А два года спустя в её стенах открыли простую семинарию. В этом качестве Могилянка продержалась ещё столетие, после чего большевики объявили её «рассадником мракобесия» и закрыли. Одновременно был уничтожен Богоявленский собор.
Между тем множество её выпускников стали преподавать в Московском университете. В год его основания (1755 г.) свыше 80% преподавательского состава оказались воспитанниками Киево-Могилянской академии.
Могилянка славится не только своими выпускниками, пополнившими ряды преподавателей и учителей, но также представителями других профессий: среди её знаменитых воспитанников – композитор Артемий Ведель, самобытный философ Григорий Сковорода, архитектор Иван Григорович-Барский, врач-эпидемиолог Даниил Самойлович, четырнадцать украинских гетманов и множество других знаменитостей.
В 1734 году здесь работал Михаил Ломоносов.
В 1749 году выпускник академии Иван Григорович-Барский построил водопровод с фонтаном «Самсон».
А в 1771 году выпускник Могилянки Данил Самойлович сделал исторический прорыв в эпидемиологии: создал вакцину против чумы.
В академии имелась своя хоровая и композиторская школа, выдающимися учениками которой стали Д. Бортнянский, М. Березовский, Артемий Ведель.
Композитор Дмитрий Бортнянский
Григорий Сковорода вошёл в историю как «странствующий философ». Часто его называют украинским Сократом. В 1734 году 16-летним юношей Григорий поступил в Киево-Могилянскую академию, став одним из самых ярких её выпускников.
Монахи Киево-Печерской лавры убеждали его вступить в их ряды, приняв постриг. В Троице-Сергиевой лавре ему предлагали должность главного библиотекаря. Однако он выбрал путь странствующего философа.
Мир ловил меня, но поймать не смог. Григорий Сковорода.
Обладая даром предвидения, он предсказал эпидемию чумы на Подоле. Высокий, худощавый, с Библией и свирелью, странствовал он по губерниям, разговаривал с народом. «О, если бы мы в позорных делах были такие же стеснительные и боязливые, как часто мы бываем боязливые и порочно стеснительные в порядочных поступках», любил повторять Григорий Саввич.
Выбрав какое-нибудь лесное урочище или пасеку, он останавливался на привал и сочинял философские трактаты. Его высказывания становились крылатыми, а стихи и басни подхватывали кобзари.
Работал он и домашним учителем. Один из его учеников – будущий основатель Харьковского университета Василий Назарович Каразин.
Читайте также: Розгами секли всех: история Харьковского коллегиума
С обретением Украиной независимости Киево-Могилянская академия возродилась. Произошло это 19 сентября 1991 года, когда был учреждён Национальный университет «Киево-Могилянская академия». Инициатор возрождения – украинский филолог В.С. Брюховецкий, занявший пост президента этого учебного заведения.
В 1992 году был сделан набор первых студентов возрождённой Киево-Могилянки. Сегодня это – университет европейского типа, созданный по образцу лучших вузов мира.
My-Kiev.com
[…] […]
[…] […]
[…] покинути Кривий Ріг та розпочати свою діяльність у Києві, в Інституті історії партії при Центральному Комітеті […]