Образ Киева, включающий только его «открыточные», «фотошопные» панорамы, будет неполным без скрытых от глаз двориков.
Почти все дворы украинской столицы, – островки неповторимой атмосферы Киева, хранители городских традиций.
Душа Киева витает не под куполами старинных соборов, а в этих тихих уголках древнего города, обладающих волшебной притягательностью.
Неприметный дворик дома №11 по улице Городецкого помнит шаги эксцентричных поэтов-футуристов. Сто лет назад они устраивали тут литературные «квартирники». Сначала они шокировали публику в питейных заведения, а потом бродили по ночным дворам Киева, выкрикивая свои стихи.
Странно, но о том, чтобы наливать спиртное в перевернутые рюмки, футуристы почему-то не заикались.
«Прибыв 28 января в Киев, футуристы сразу же привлекли к себе внимание как внешностью, так и активными действиями. Зайдя пообедать в ресторан Роотса, находящегося в начале Крещатика, Маяковский потребовал подать себе еду в перевёрнутых тарелках. На аргумент официанта, утверждающего, что это сделать невозможно, Владимир резко ответил: «А у нас в поэзии всё возможно»», ─ писал в мемуарах знаменитый певец Александр Вертинский.
Странно, но о том, чтобы наливать спиртное в перевернутые рюмки, футуристы почему-то не заикались.
В этом же дворе, в старинном особняке по адресу Станиславского 3 долгое время проживал известный украинский актёр Богдан Ступка.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=WgKuQxUJi-I
По адресу Ярославов Вал 14 расположены особняки предпринимателя Леонида Родзянко, который занимался разведением племенных пород лошадей и доходным бизнесом.
В прошлом эти дома как раз и были доходными. В настоящее время в апартаментах предпринимателя расположен театр «Сузір’я».
Вход украшает барельеф в виде женской головы. Существует легенда о том, что это – память о киевской ведунье, посоветовавшей Родзянко оставить родные места и отправиться в Америку. Якобы, после этого Родзянко недолго думая, продал свой бизнес и внял её совету.
А вскоре грянул роковой 1917 год. Леонид Родзянко тем временем был уже за океаном, где, выгодно вложив свои активы, стал американским миллионером.
Вроде бы, в конце ХХ века, кто-то из его потомков, ничего не подозревая, приобрёл квартиру в этом доме. Приглашённая на новоселье прабабушка невзначай обронила: «А вот здесь мы обычно наряжали рождественскую ёлку…» Эта поучительная история с мистическим флёром описана в романе киевского писателя Владимира Даниленко «Кохання в стилі барокко».
Арка дома по улице Ярославов вал 13/2б приведёт во двор, где в конце ХІХ – начале ХХ веков проживал известный киевский врач Феофил Яновский (1860-1928), к слову, находившийся в близком родстве с писателем Николаем Гоголем.
Его называли Святым доктором: он лечил от недугов, невзирая на вероисповедание и наличие денег в кошельке. Благодаря ему в Киеве была создана служба скорой помощи и загородные санатории.
Яновский боролся с эпидемиями тифа, туберкулёза, дизентерии, дифтерии и является одним из основателей Бактериологического института. В числе пациентов, обращавшихся за помощью к доктору Яновскому, были известные поэты и писатели – такие как Леся Украинка, Владимир Короленко и другие.
Даже на отдыхе в Кёнигсберге Яновский не оставлял медицинскую практику и консультировал пациентов в местной клинике. При этом он не брал гонораров. В знак благодарности пациенты устраивали «Концерты в честь доктора Яновского», где оркестр исполнял его любимые произведения: Чайковского, Гайдна и Моцарта.
Примерно четверть века назад была учреждена премия имени Феофила Яновского, лауреатами которой становятся авторы лучших научных работ по терапии и иммунологии.
До нашего времени дошла история о том, что июльской ночью 1928 года, накануне похорон доктора, многочисленные городские клумбы внезапно опустели.
На следующий день дорога, по которой шла траурная процессия, была усыпана живыми цветами. Желающих проводить знаменитого доктора в последний путь было так много, что печальное шествие растянулось от Софийского собора до Лукьяновского кладбища.
Двор соседней усадьбы, остро нуждающейся в реконструкции, помнит шаги не менее выдающихся киевлян.
Здесь в своё время проживал знаменитый в городе психиатр Иван Сикорский. В этом же доме прошли детство и юность его сына Игоря, которому суждено было стать авиаконструктором и снискать мировую славу.
Первые модели летательных аппаратов прошли испытания здесь же. Вертолёт был изобретён в этом дворе. Здание имеет статус памятника истории, что оберегает его от сноса. При президенте Ющенко в доме собирались сделать музей истории воздухоплавания. Потомки Сикорского даже перечисляли средства на эту инициативу, но похоже ее постигла та же судьба, что и знаменитую Детскую больницу будущего на окраине Киева.
В эпоху Киевской Руси Подол был районом проживания купцов и ремесленного люда.
Дома здесь были малоэтажные, деревянные, а дворики очень походили на одесские. После страшного пожара 1811 года, который так и назвали – «Подольским», район был отстроен заново. На смену хаотической застройке пришла геометрическая. При этом многие названия улиц сохранились. Огню так и не удалось уничтожить память о прошлом. Она поселилась в загадочных подольских двориках.
Многие киевляне помнят те времена, когда дворы на ночь запирались на ключ. В случае опоздания или позднего визита приходилось будить дворника или даже влезать через окно. Такой вот романтизм.
Не менее романтичной была привычка местных жителей спать под звёздным небом. Жаркими ночами такие ограждённые дворы превращались в открытые веранды, куда выносились кровати, матрасы, подушки.
Киевский воздух тогда был намного чище, автомобилей было значительно меньше, а любители ночных развлечений не досаждали шумом шин и светом фар. Ну, разве что гитарные переборы да приглушённый смех влюблённых парочек оживляли порой ночную тишину сонных кварталов Подола.
Вот уже 20 лет неподалёку от Золотых Ворот, во дворе дома по улице Рейтарской 9б в просторной клетке живут вороны.
Они окружены заботой местных жителей и неустанным вниманием гостей. На стене дома даже имеется живописный мурал, нарисованный Александром Брицевым и посвящённый мудрым андерсеновским птицам.
Говорят, что когда-то в этом дворе обосновалась пара пернатых – Корбин и его дама сердца Карлуша. Через некоторое время семейный покой нарушил молодой ворон Кирилл. Чтобы избавить пожилого Корбина от мук ревности, его опекунам пришлось отсадить птицу в отдельную секцию вольера.
Вороны – птицы, способные к звукоподражанию. Вот и научились они, кроме прочего, мастерски воспроизводить звуки автомобильной сигнализации.
Каждая из птиц обладает ярко выраженной индивидуальностью, а вместе они дают достойный отпор котам, неосторожно приближающимся к клетке. Говорят, эти птицы уважают пиво.
Существует мнение, что дом №8 по улице Заньковецкой (в прошлом – Меринговой) подсказал Михаилу Булгакову идею собирательного образа знаменитой «нехорошей квартиры» (пьеса «Зойкина квартира» и роман «Мастер и Маргарита»).
Рядом когда-то размещалось «варьете семейного типа» – кафешантан «Апполло», который неоднократно посещал писатель, изучая городские нравы. Здание, к сожалению, было разрушено осенью 1941 года.
По соседству, в доме №7 на Заньковецкой, в начале ХХ века проживала гимназистка Аня Горенко (в будущем – Анна Ахматова).
О том, что на дворе – уже далеко не Серебряный век, напоминают разве что стеклопакеты на фасадах домов да современные автомобили. В остальном двор, по которому ежедневно ходила юная поэтесса, остался таким же, как во времена её юности.
Укрыться от городского шума раньше можно было в центре Киева, на улице Большая Васильковская.
Во дворе дома №14 здесь есть небольшой сквер с фонтаном (увы, не работающим), украшенным двумя пеликанами. Их «поселили» здесь немецкие пленные, восстанавливавшие разрушенный город после войны.
Правда, с некоторых пор этот скверик ограждён сетчатым забором, оснащённым кодовым замком. Поэтому посмотреть на пеликанов, символизирующих семейное благополучие, можно только издалека.
А этот двор знаменит своими пятиметровыми солнечными часами, которые создал в конце ХVIII века французский математик Пьер Брульон, преподаватель Киево-Могилянской академии.
Часы расположены во дворе Церкви Благовещения Божьей Матери (ул. Григория Сковороды 4). Конечно же, работает этот прибор только при свете солнца.
Часы окружает симпатичный скверик с лавочками, на которых отдыхают церковные служащие и студенты Киево-Могилянки.
Переехав на Оболонь (ул. Маршала Тимошенко-13а), художник Михаил Химич столкнулся с постоянными просьбами соседей применить свой талант к обустройству их двора.
Недолго думая новосёл согласился, и на стене котельной нарисовал огромную (5 метров в высоту и 27 метров в ширину) панораму Киева. Целых три месяца Михаил вечерами работал над этим муралом, изображая главные городские достопримечательности.
Киевский дворик
Говорить о киевских дворах, переулках, арках и прочих «неофициальных» достопримечательностях можно бесконечно. Многие из них помнят горячее дыхание истории.
Это в буквальном смысле места силы, щедро обогащающие нас своей уникальной энергетикой.
My-Kiev.com
[…] Читайте также: Легенды киевских дворов […]
[…] Читайте также: Легенды киевских дворов […]
[…] Читайте также: Легенды киевских дворов […]
укажите, пожалуйста, источники, ищу книги, которые описывают историю киевских домов